Правовое регулирование использования земельных участков для индивидуального жилищного, хозяйственного и гаражного строительства

Право на жилье является одним из основных конституционных прав граждан Украины. Согласно ст. 47 Конституции, государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Одной из важных гарантий реализации этого конституционного права граждан является передача или предоставление им земельных участков для указанной цели.

На основании ст. 40 ЗК Украины, гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства в пределах норм, определенных земельным законом.

Указанная норма предусматривает ряд условий для передачи или предоставления таких земельных участков.

Во-первых, субъектами-собственниками таких земельных участков могут быть только граждане.

Во-вторых, они могут передаваться или предоставляться по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

В-третьих, земельные участки передаются или предоставляются для целей строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства.

В-четвертых, их передача или предоставление осуществляется в пределах установленных норм.

Здесь граждане выступают индивидуальными застройщиками переданных или предоставленных им земельных участков. Приоритетным для их застройки является возведение индивидуального жилого дома. Одновременно земельные участки могут использоваться ими для постройки хозяйственных построек, например, сараев, магазинов, навесов и т.п.

Такие здания и сооружения предназначены для обслуживания жилого дома, является подсобными относительно жилого дома и не могут рассматриваться как самостоятельные объекты индивидуального строительства с предоставлением обособленных земельных участков. Таким образом, жилой дом, хозяйственные постройки и вспомогательные сооружения в комплексе образуют единое домостроительство или домовладения. Иначе обстоит дело с индивидуальным гаражным строительством, осуществляется гражданами. В случае строительства гаража рядом с хозяйственными постройками в пределах единого проекта застройки земельного участка, выделенного для домостроения, его обслуживающее назначения ни чем не отличается от других подсобных зданий и сооружений. Однако индивидуальное гаражное строительство может осуществляться гражданином на специально предоставленном для этой цели земельном участке. В таком случае земельный участок является самостоятельным объектом права собственности или права пользования, а индивидуальный гараж – самостоятельным объектом строительства.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления наделены компетенцией о принятии решений относительно их передачи или предоставления позволяет говорить о том, что эти земельные участки находятся в государственной или коммунальной собственности. Принятие органами решения о передаче в собственность или предоставление в пользование предшествует обращения граждан с соответствующими заявлениями, подлежащих рассмотрению и удовлетворению в законом установленном порядке.

Однако, для приобретения гражданами соответствующих прав на земельный участок не достаточно принятия только решение уполномоченных на то органами. Решение органов является лишь основанием для передачи или предоставления земельных участков гражданам для указанных целей. Реализация таких решений требует следующих юридически значимых действий, вплоть до выделения земельного участка в натуре, определение его границ на местности, выдачи соответствующих правоустанавливающих документов и государственной регистрации земельного участка.

После передачи гражданам земельных участков в собственность для указанных целей они приобретают статус объектов права частной собственности. Итак, индивидуальное строительство на землях жилой и общественной застройки осуществляется на земельных участках, принадлежащих на праве частной собственности. Кроме этого, в данном случае имеет место усадебное строительство, а земельный участок приобретает приусадебный режим использования.

Кроме того, граждане могут приобрести земельные участки в собственность для указанных целей путем приватизации земельных участков, находящихся в пользовании, получения их в результате приватизации государственных или коммунальных сельскохозяйственных предприятий или передачи им новых участков в пределах установленных норм бесплатной приватизации земли и по другим основаниям, предусмотренным законом. Например, нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам предусмотрены в ст. 121 Земельного кодекса, согласно которой, в частности составляют: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах - не более 0,25 га, в поселках - не более 0,15 га, в городах - не более 0,10 га.

Для осуществления строительства жилого дома и хозяйственных зданий граждане могут приобрести земельные участки в собственность свыше нормы их безвозмездной передачи по гражданско-правовым сделкам. Такие гражданско-правовые основания приобретения земли предусмотрены в главах 20 и 21 ЗК Украины.

К ним относится договор купли-продажи, в т.ч. на земельных торгах на основании конкурсной продажи и в порядке аукциона, договора мены и дарения, наследования по закону или завещанию, а также иные гражданско-правовые основания, например, договор пожизненного содержания.