Философские концепции экзистенциализма.

Экзистенциализм (лат. существование), или философия существования, - крупнейшее направление фи­лософии XX в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм. Ее наиболее крупные представители - М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н. Аббаньяно, У. Баррет.

Согласно экзистенциализму, задача философии заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, чем он бессмыслен и непостижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Экзистенциализм исходит, прежде всего, из того, что человек живет эмоциями: на все окружающее он реагирует на только теоретически или интеллектуально, но, прежде всего, эмоционально.

Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает, выбирает свой тип. Этот тип зависит от человека, условий его обитания.

Подчеркивается: 1. свобода, выбора типа. Если он свободно выбирает самого себя, то существует ответственность за самого себя. 2. ответственность. Свобода не терпит ни причины, ни основания. В силу этого свобода предполагает независимость настоящего от прошлого, а будущего от настоящего. Она не связывает, а разрывает время человеческого бытия, образуя, по выражению Сартра, дыру в бытии. Человек ответственен не только за себя, но и за все человечество. Выбирая себя человек экстраполирует (переносит понятие человека) и на все общество. Человек выражает себя через связь с обществом. В связи с этим экзистенциализм выдвигает ряд категорий: подлинное и неподлинное существование. Экзистенциалисты считают, что человек в обществе влачит не подлинное существование. Он свободен теоретически, а практически зависит от нравов, мышления общества. В технизированном обществе человек теряет свое Я. Чтобы не идти в разрез с обществом человек должен приспособиться к нему. Поэтому одна из характерных черт человека - конформизм. Чтобы жить человек должен потерять свою индивидуальность. Человек может стать самим собой и возвратить свое Я только в экстремальных условиях (пограничных ситуациях). Это события (ситуации) в человеческой жизни, при которых человек забывает о контроле общества: страх, смерть, отчаяние, болезнь.

Современный экзистенциализм как система мировоззрения вне зависимости от религиозной или от атеистичексой ориентации отдельных ее представителей немыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Неуверенность в будущем, страх перед завтрашним днем и т.п. - вот социальные и психологические корни той философии, которая делает страх онтологической характеристикой человека. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом “духовной аристократии”.