Принцип прочности

Принцип связи теории с практикой

Применение принципа связи теории с практикой в системе школьного образования связано прежде всего с решением учащимися задач осознанного усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Практика выступает в данном случае как исходный этап познания – опора на жизненный, практический опыт учащихся, и как результат, критерий эффективности учебной деятельности учащихся.

Реализация принципа единства теории и практики возможна при выполнении следующих правил:

1. Чаще обращайтесь при изучении нового материала к практическому жизненному опыту учащихся.

2. Используйте свой жизненный опыт, подтверждайте теоретические положения практическими примерами, демонстрируйте применение изучаемой информации в современной жизни.

3. Используйте технологии, методы и приемы практико-ориентированного и продуктивного обучения: анализ проблемных жизненных ситуаций, разработка разного рода проектов и т.д.)

4. Осуществляйте интеграцию теоретического знания и практических способов деятельности, связанных с ними в рамках изучаемого учебного курса.

5. Практикуйте организацию совместных занятий с другими учителями по конкретной теме (бинарные или межпредметные, или интегративные).

6. Приучайте учащихся искать подтверждение известных им теоретических положений в своей жизненной практике.

7. Обеспечивайте практическую направленность исследовательской и самостоятельной работы учащихся.

 

Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.

Реализация принципа прочности предполагает определенное построение всего дидактического процесса:

· создание мотивации, потребности в приобретении новых знаний (прочно то, что значимо, интересно для личности);

· отбор соответствующего содержания учебного материала, его структурирования, предъявления, организации восприятия и уяснения (прочно то, что понято и осмыслено);

· выбор способов и форм обучения, обеспечивающих активную познавательную деятельность учащихся (прочно то, что добыто самостоятельно);

· организация многократного повторения и контроля посредством использования разнообразных его видов и методов (прочно то, что неоднократно повторяется в разнообразных связях и отношениях);

· интенсивное использование изученного материала в практической деятельности (прочно то, что используется, пригождается в жизни).

Можно сформулировать следующие правила для реализации принципа прочности.

1. Организуя обучение, четко и определенно указывайте, что и на каком уровне должно быть усвоено учащимся.

2. При объяснении нового материала опирайтесь на изученное, включая его в разнообразные связи и отношения с данным материалом.

3. Выбирайте методы обучения, обеспечивающие многократное использование необходимых знаний в различных ситуациях.

4. Планируя систему занятий, определите, когда, где и какой материал вы будете повторять и закреплять.

5. Обеспечивайте системный контроль знаний, стимулирующий неоднократное повторение учащимися изученного учебного материала.

6. Используйте наглядные опоры, позволяющие учащимся восстанавливать в своей памяти изученное.

7. Учите учащихся интерпретировать информацию и переводить ее в знаково-символической вид.

 

Литература