Источники и методы исследования этнографической науки
Для осуществления этнологического исследования нужно, прежде всего, располагать некоторыми сведениями о том объекте, который предстоит изучить. Такого рода необходимые сведения (материалы, данные, информация) содержатся в разнообразных источниках.
В самом общем смысле этнологическим (этнографическим) источником называют всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах (этносах или этнических общностях, субэтносах и этнических группах, об их сторонах, свойствах или особенностях).
Исследование историко-этнологических проблем побуждает ученых обращаться к классическим письменным источникам.
Интерес к знаниям об особенностях жизни, быта, о языке соседей зародился в древности. Чаще всего такие знания собирались и передавались очевидцами — купцами, путешественниками, послами. Из подобных сообщений составлялись своды, описания тех ил иных областей, в которых наряду с геогр. сведениями были данные о населении - труды мной древних авторов — Геродота, Цезаря, Тацита и др. Описания народов, публикуемые в виде книг, становились разновидностью обширной категории письменных источников. Особенно много таких материалов стало поступать в распоряжение европейских ученых начиная с эпохи Великих географических открытий - отчеты капитанов о своих путешествиях, заметки купцов, описания миссионеров. До сегодняшнего дня этнография черпает оттуда важнейшие сведения о народах, их культуре, обычаях, нравах. Ценность этих источников еще и в том, что в них содержатся данные о таких народах, которые исчезли с лица земли в ходе колониальной экспансии.
Для этнографии, как и для других исторических наук, особенно важны письменные свидетельства прошлого, поскольку в них есть сведения о народах, их названиях (этнонимах), местах расселения, особенностях жизни, культуры, обычаях, обрядах, верованиях и т. п. Наибольший интерес вызывают, конечно, самые древние письменные свидетельства — клинопись, папирусы, бер. грамоты, летописи, хроники в которых немало материалов этнографического характера. Еще более разнообразные виды письменных источников (архивные, мемуарные, эпистолярные и др.) оказываются в распоряжении этнографии в эпоху .широкого распространения грамотности и обширной письменной фиксации различных событий и явлений жизни.
Особую категорию источников составляют изобразительные материалы: рисунки, барельефы, скульптуры, мелкая пластика и т. п. Так, графические источники позволяют этнографам представить себе не только факт бытования тех или иных явлений, но и то, как выглядели орудия труда, одежда, жители, как исполнялись обряды. Во многих случаях рисунки намного древнее письменности. Например, наскальная живопись верхнего палеолита позволяет сделать интересные предположения об охотничьей магии древнейших племен. Особый раздел изобразительных источников составляют народные орнаменты. Проведенные учеными исследования показали, что в орнаменте выражены сюжеты и образы древней мифологии, древних религиозных представлений.
Особая категория этнографических источников — музейные собрания. В крупнейших этнографических мзеях собраны предметы быта и культуры народов мира или отдельных групп народов. В них отражены самые разные стороны жизни народов: хозяйство, одежда, жилище, украшения, утварь, предметы культа, образцы искусства Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культуры и быта различных народов, проводить сравнительно-типологическое изучение предметов, устанавливая их сходство и различия.
Однако изучение письменных существующих письменных и изобразительных источников - не единственный способ добывания этнологических (этнографических) данных. Среди источников, очень часто используемых в этнологических исследованиях, особо важную роль играют материалы и сведения, собираемые в этнологических (этнографических) экспедициях. Сведения, собранные в экспедициях, обычно называют полевым материалом. Присутствие в том или ином научном труде полевого материала (в особенности, собранного лично его автором) повышает, согласно существующим канонам, ценность такого труда.
Работа в экспедиции включает в себя беседы с информаторами, фиксацию данных о предметах материальной культуры (поселений, жилищ и других построек, одежды и украшений, утвари и пищи и пр.), описания поведенческих элементов жизни местных жителей (обычаев, обрядов, ритуалов и т.п.), семьи и семейной жизни, записи (текстовые, звуковые и прочие) фольклора, выявление и регистрацию данных о языках, психологических свойствах населения.
Еще один способ непрямого (инструментального) наблюдения - массовое этнологическое обследование, с помощью которого создается массовый, статистический значимый источник. В этнологии и этносоциологии успешно используются идеи и методы математической и социальной статистики при сборе и анализе массовой этнологической (этнографической) информации. При этом источниками становятся такие исследовательские инструменты, как анкеты, опросные листы, вопросники, заполняемые в ходе проведения массовых обследований.
Этнография, изучающая различные стороны жизни народов, историю развития этнических общностей в разные эпохи, историй культуры народов, не может обойтись без применения источников и выводов соседних пограничных с нею наук. Так, широко используются материалы фольклористики во всем их многообразии: песни, сказки, предания, загадки, танцы, народная музыка. Наряду с ролью фольклорных явлений в обрядах, верованиях этнографов интересуют и локальные особенности фольклора, нередко имеющие связь с прежним этническим делением населения.
Широко учитываются в этнографии и результаты языковедения, лингвистики. Язык — один из важнейших этнических признаков. Как и все другие стороны жизни человека, язык развивается, на смену одним языкам приходят другие. Весь этот сложный процесс языкового развития должны учитывать этнографы. Данные языкознания помогают установить родство языков, следы процессов ассимиляции, время и условия жизни прежних языковых общностей.
Органична связь этнографии с археологией. При изучении многих тем (история хозяйства, жилища и др.) очень сложно провести границу между источниками этих наук, так как этнографические материалы позволяют лучше понять археологические, и, наоборот, без археологических данных невозможно изучать этническую историю. Рождение, распространение и смена археологических культур отражают взаимоотношения групп населения в прошлом. Не всегда, по-видимому, такие группы равнозначны этносам, народам, но они помогают понять процессы миграций населения, смешения, процессы культурных взаимовлияний.
Данные антропологии вскрывают для этнографа пути перемещения, степень смешений или обособления отдельных групп населения. Методика антропологических исследований постоянно совершествуется и дополняется, и, хотя не все выводы антропологов бесспорны, антропология давно является одним из надежных источников этнической истории народов.
Любое серьезное этнографическое исследование привлекает в ходе научного анализа сведения многих наук, в том числе весьма специальных, казалось бы далеких от истории. Например, без знания ботаники и медицины невозможна правильная оценка народной медицины, без ботаники и агрономии, зоологии и механики невозможно понять многое в истории развития хозяйства. Привлекаются и данные по истории климата на Земле, процессов формирования почв и многое другое.
Основные методы изучения:
А) Методы практической исследовательской работы:
1). Методы поиска и сбора информации.
- метод экспедиционного поиска и сбора новых сведений в этом отношении наиболее надежен и эффективен, особенно при изучении современных явлений и процессов.
Экспедиции бывают двух видов - маршрутные и стационарные. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки: экспедиционный способ дает возможность охватить обследованием более широкие регионы, зато стационарный метод дает выигрыш в глубине и длительности изучения относительно небольшого объекта. Беседы с информаторами обычно протоколируют в рабочих тетрадях или записывают на магнитную пленку. Кроме того, ведутся дневники наблюдений, сбор этнографических коллекций вещевых памятников, предметов быта и культуры.
В ряде случаев приемлемым методом может быть рассылка стандартных анкет по разным вопросам, интересующим исследователей. В том случае, когда требуется собрать оперативную информацию по двум-трем вопросам у городского населения, можно воспользоваться также опросом информаторов по телефону.
2) Методы переработки информации: -получение упорядоченного и обобщенного знания.
Один из важнейших приемов переработки сведений - их группировка (классификация) по тем или иным признакам (желательно, чтобы эти признаки были существенными). Так, среди сельских поселений в изученном ареале могут быть выделены точечные (или однодворные), малодворные деревни (с числом заселенных дворов не более 20), поселения средней величины (до 200 дворов), крупные поселения (до 500 дворов) и крупнейшие (более 500 дворов). Основанием группировки могут, конечно, быть не только число домов, но и другие признаки, например, форма планировки. В этом случае возможно, что будут выделены группы поселений с беспорядочной застройкой, с линейным рядовым планом, с звездообразной, круговой или квартально-уличной планировкой.
Дальнейшим этапом переработки информации, следующим за группировкой, считают выделение типов или комплексов явлений культуры, быта, социального поведения и т.п. (например, региональные типы народного жилища,). Существенный и эффективный прием - составление типологических таблиц, а также нанесения выявленных типов на карту (метод картографирования различных типов однородных явлений и выявления ареалов типов. Совпадение ареалов типов различных явлений может говорить о существовании внутри данного ареала некой общности. Метод картографирования широко применяется и при составлении этнографических атласов.).
3). Методы интерпретации.Новые данные интерпретируются (истолковываются) в плане выявления исторических, функциональных и, главным образом, причинных связей и отношений, а также уже известных закономерностей.
Методы этнологии менее высокого ранга относятся к категории общенаучных.
¨ Исторический метод состоит в том, чтобы рассматривать изучаемые объекты в процессе их зарождения, становлении, развития и перспективы будущего изменения или исчезновения. В XIX и XX вв. исторический подход в этнологии во многих случаях рассматривал развитие только как количественный рост, количественного роста. Стремление расположить элементы культуры в виде упрощенных эволюционных рядов (например, жилище -от пещеры до современного дома. Цель этнологического исследования состояла лишь в выяснении происхождения (генезиса) чего бы то ни было - этноса, элемента культуры или социального института.
¨ Сравнительно-исторический метод, разработанный в середине XIX в. Суть этого метода в том, что для реконструкции прошлых исторических эпох используются материалы современности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты этого отдаленного прошлого. Восстанавливая общий ход эволюционного развития человеческого общества от простого к сложному, можно опираться на факты, примеры из жизни самых разных народов, лишь бы эти факты соответствовали определенной стадии развития. Но при этом игнорируется своеобразие истории народов, те особенности их культуры, которые порождены местной спецификой (экологической, исторической, социально-экономической). Вызывает возражение и трактовка многих явлений как пережитков очень отдаленного прошлого — неясно, почему эти «пережитки» продолжают жить тысячелетия.
¨ Функциональный или структурно-функциональный метод -в этнологических исследованиях XX в. Его сущность состоит в требовании выявить значение (роль, влияние, иначе говоря - функцию) того или иного культурного элемента или социального института в жизни народа (племени или другой общности). Структурный подход добавил к этому необходимость выявления строения (композиции) изучаемого объекта, а позднее - системы (сети) социальных отношений и связей в нем и с ним.
¨ Системный метод (системный подход или системный анализ). Оперирует понятиями комплексности, сложности внутреннего строения явлений, системы, структуры и ряда других. Современный системный анализ требует мысленного расчленения объекта (этноса, региона с его населением и культурой и т.п.) на компоненты, составляющие и элементы, поиска гипотетических и действительных связей между ними, их исторического и функционального исследования, построения моделей структурных связей. В этом случае этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционизирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной композицией (структурой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса, его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура , производственно-экономическая деятельность и ее характер, система социальных отношений и институтов, язык и разнообразные формы речевой деятельности, создание, использование и сохранение культуры , быт или устойчивые стереотипные способы поведения, которые реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах и т.п. , существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира . Все компоненты тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. Каждая компонента этноса может быть теоретически и инструментально разложена на приемлемое количество признаков-индикаторов, с помощью которых описываются реальные стороны реальных этносов.