Источники и методы исследования этнографической науки

Для осуществления этнологического исследования нужно, прежде всего, рас­полагать некоторыми сведениями о том объекте, который предстоит изучить. Такого рода необходимые сведения (материалы, данные, информация) содержатся в разнообразных источниках.

В самом общем смысле этнологическим (этнографическим) источником на­зывают всякое явление, которое может быть использовано для извлечения све­дений об этнических объектах (этносах или этнических общностях, субэтносах и этнических группах, об их сторонах, свойствах или особенностях).

Исследование историко-этнологических проблем побуждает ученых обра­щаться к классическим письменным источникам.

Интерес к знаниям об особенностях жизни, быта, о языке соседей зародился в древности. Чаще всего такие знания собирались и передавались очевидцами — купцами, путешественниками, послами. Из подобных сообщений составлялись своды, описания тех ил иных областей, в которых наряду с геогр. сведениями были данные о населении - труды мной древних авторов — Геродота, Цезаря, Тацита и др. Описания народов, публикуемые в виде книг, становились раз­новидностью обширной категории письменных источников. Особенно много таких материа­лов стало поступать в распоряжение европей­ских ученых начиная с эпохи Великих гео­графических открытий - отчеты капитанов о своих путешествиях, заметки купцов, описа­ния миссионеров. До сегод­няшнего дня этнография черпает оттуда важ­нейшие сведения о народах, их культуре, обычаях, нравах. Ценность этих источников еще и в том, что в них содержатся данные о таких народах, которые исчезли с лица зем­ли в ходе колониальной экспансии.

Для этнографии, как и для других истори­ческих наук, особенно важны письменные сви­детельства прошлого, поскольку в них есть сведения о народах, их названиях (этнонимах), местах расселения, особенностях жизни, куль­туры, обычаях, обрядах, верованиях и т. п. Наибольший интерес вызывают, конечно, са­мые древние письменные свидетельства — клинопись, папирусы, бер. грамоты, летописи, хроники в которых нема­ло материалов этнографического характера. Еще более разнооб­разные виды письменных источников (архив­ные, мемуарные, эпистолярные и др.) оказываются в распоряжении этнографии в эпоху .широкого распространения грамотности и обширной письменной фиксации различных событий и явлений жизни.

Особую категорию источников составляют изобразительные материалы: рисунки, барель­ефы, скульптуры, мелкая пластика и т. п. Так, графические источники позволяют этно­графам представить себе не только факт бытования тех или иных явлений, но и то, как выглядели орудия труда, одежда, жители, как исполнялись обряды. Во многих случаях рисунки намного древнее письменности. Например, наскальная живопись верхне­го палеолита позволяет сделать интересные предположения об охотничьей магии древней­ших племен. Особый раздел изобразительных источников составляют на­родные орнаменты. Проведенные учеными исследования показали, что в орнаменте вы­ражены сюжеты и образы древней мифоло­гии, древних религиозных представлений.

Особая категория этнографических источ­ников — музейные собрания. В крупнейших этнографических мзеях собраны предметы быта и культуры на­родов мира или отдельных групп народов. В них отражены самые разные стороны жиз­ни народов: хозяйство, одежда, жилище, ук­рашения, утварь, предметы культа, образцы искусства Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культуры и быта различных народов, проводить сравнительно-типологическое изучение предметов, устанавливая их сходство и различия.

 

Однако изучение письменных существующих письменных и изобразительных источников - не единственный способ добывания этнологических (этнографических) данных. Среди источников, очень часто используемых в этнологических исследованиях, особо важную роль играют материалы и сведения, собираемые в этнологических (этнографических) экспедициях. Сведения, собранные в экспедициях, обычно называют полевым материалом. Присутствие в том или ином научном труде полевого материала (в особенности, собранного лично его автором) повы­шает, согласно существующим канонам, ценность такого труда.

Работа в экспедиции включает в себя беседы с информаторами, фиксацию данных о предметах материальной культуры (посе­лений, жилищ и других построек, одежды и украшений, утвари и пищи и пр.), описания поведенческих элементов жизни местных жителей (обычаев, обрядов, ритуалов и т.п.), семьи и семейной жизни, записи (текстовые, звуковые и прочие) фольклора, выявление и регистрацию данных о языках, психологических свойствах населения.

Еще один способ непрямого (инструментального) наблюдения - массовое этно­логическое обследование, с помощью которого создается массовый, статистический значимый источник. В этнологии и этносоциологии успешно используются идеи и методы математической и социальной статистики при сборе и анализе массовой этнологической (этнографической) информации. При этом источниками становятся такие исследовательские инструменты, как анкеты, опросные листы, вопросники, заполняемые в ходе проведения массовых обследований.

Этнография, изучающая различные стороны жизни народов, историю развития этнических общностей в разные эпохи, историй культуры народов, не может обойтись без применения источников и выводов соседних пограничных с нею наук. Так, широко используются материалы фольклористики во всем их многообразии: песни, сказки, предания, загадки, танцы, народная музыка. Наряду с ролью фольклорных явлений в обрядах, верованиях этнографов интересуют и локальные особен­ности фольклора, нередко имеющие связь с прежним этническим делением населения.

Широко учитываются в этнографии и ре­зультаты языковедения, лингвистики. Язык — один из важнейших этнических признаков. Как и все другие стороны жизни человека, язык развивается, на смену одним языкам приходят другие. Весь этот сложный процесс языкового развития должны учитывать этно­графы. Данные языкознания помогают уста­новить родство языков, следы процессов ас­симиляции, время и условия жизни прежних языковых общностей.

Органична связь этнографии с археологи­ей. При изучении многих тем (история хозяй­ства, жилища и др.) очень сложно провести границу между источниками этих наук, так как этнографические материалы позволяют лучше понять археологические, и, наоборот, без ар­хеологических данных невозможно изучать этническую историю. Рождение, распростране­ние и смена археологических культур отража­ют взаимоотношения групп населения в про­шлом. Не всегда, по-видимому, такие группы равнозначны этносам, народам, но они помо­гают понять процессы миграций населения, смешения, процессы культурных взаимовлия­ний.

Данные антропологии вскрывают для этно­графа пути перемещения, степень смешений или обособления отдельных групп населения. Методика антропологических исследований постоянно совершествуется и дополняется, и, хотя не все выводы антропологов бесспорны, антропология давно является одним из надеж­ных источников этнической истории народов.

Любое серьезное этнографическое иссле­дование привлекает в ходе научного анализа сведения многих наук, в том числе весьма специальных, казалось бы далеких от истории. Например, без знания ботаники и медицины невозможна правильная оценка народной ме­дицины, без ботаники и агрономии, зоологии и механики невозможно понять многое в ис­тории развития хозяйства. Привлекаются и данные по истории климата на Земле, процес­сов формирования почв и многое другое.

 

Основные методы изучения:

А) Методы практической исследовательской работы:

1). Методы поиска и сбора информации.

- метод экспедиционного поиска и сбора новых сведений в этом отношении наиболее надежен и эффективен, особенно при изучении со­временных явлений и процессов.

Экспедиции бывают двух видов - маршрутные и стационарные. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки: экспедиционный способ дает возможность охватить обследованием более широкие регионы, зато стационарный метод дает выигрыш в глубине и длительности изучения относительно небольшого объекта. Беседы с информаторами обычно протоколируют в рабочих тетрадях или записывают на магнитную пленку. Кроме того, ведутся дневники наблюдений, сбор этнографических коллекций вещевых памятников, предметов быта и культуры.

В ряде случаев приемлемым методом может быть рассылка стандартных анкет по разным вопросам, интересующим исследователей. В том случае, когда требуется собрать оперативную информацию по двум-трем вопросам у городского населения, можно воспользоваться также опросом информаторов по телефону.

2) Методы переработки информации: -получение упорядоченного и обобщенного знания.

Один из важнейших приемов переработки сведений - их группировка (классификация) по тем или иным признакам (желательно, чтобы эти признаки были существенными). Так, среди сельских поселений в изученном ареале могут быть выделены точечные (или однодворные), малодворные деревни (с числом заселенных дворов не более 20), поселения средней величины (до 200 дворов), крупные по­селения (до 500 дворов) и крупнейшие (более 500 дворов). Основанием группировки могут, конечно, быть не только число домов, но и другие признаки, например, форма планировки. В этом случае возможно, что будут выделены группы поселений с беспорядочной застройкой, с линейным рядовым планом, с звездообразной, кру­говой или квартально-уличной планировкой.

Дальнейшим этапом переработки информации, следующим за группировкой, считают выделение типов или комплексов явлений культуры, быта, социального поведения и т.п. (например, региональные типы народного жилища,). Существенный и эффективный прием - составление типологических таблиц, а также нанесения выявленных типов на карту (метод картографирования различных типов однородных явлений и выявления ареалов типов. Совпадение ареалов типов различных явлений может говорить о существовании внутри данного ареала некой общности. Метод картогра­фирования широко применяется и при со­ставлении этнографических атласов.).

3). Методы интерпретации.Новые данные интерпретируются (истолковываются) в плане выявления исторических, функциональных и, главным образом, причинных связей и отношений, а также уже известных закономерностей.

Методы этнологии менее высокого ранга относятся к категории обще­научных.

¨ Исторический метод состоит в том, чтобы рассматривать изучаемые объекты в процессе их зарождения, ста­новлении, развития и перспективы будущего изменения или исчезновения. В XIX и XX вв. исторический подход в этнологии во многих случаях рассматривал развитие только как количественный рост, количественного роста. Стремление расположить элементы культуры в виде упрощенных эволюционных рядов (например, жилище -от пещеры до современного дома. Цель этнологического исследования состояла лишь в выяснении происхождения (генезиса) чего бы то ни было - этноса, элемента культуры или социального института.

¨ Сравнительно-историче­ский метод, разработанный в середине XIX в. Суть этого метода в том, что для реконструкции прошлых истори­ческих эпох используются материалы совре­менности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты это­го отдаленного прошлого. Восстанавливая об­щий ход эволюционного развития человече­ского общества от простого к сложному, можно опираться на факты, примеры из жиз­ни самых разных народов, лишь бы эти фак­ты соответствовали определенной стадии раз­вития. Но при этом игнорирует­ся своеобразие истории народов, те особен­ности их культуры, которые порождены мест­ной спецификой (экологической, исторической, социально-экономической). Вызывает возра­жение и трактовка многих явлений как пере­житков очень отдаленного прошлого — неяс­но, почему эти «пережитки» продолжают жить тысячелетия.

¨ Функциональный или структурно-функциональный метод -в этнологических исследованиях XX в. Его сущность состоит в требовании выявить значение (роль, влияние, иначе говоря - функцию) того или иного культурного элемента или социального института в жизни народа (племени или другой общности). Структурный подход добавил к этому необходимость выявления строения (композиции) изучаемого объекта, а позднее - системы (сети) социальных отношений и связей в нем и с ним.

¨ Системный метод (системный подход или системный анализ). Оперирует понятиями комплексности, сложности внутреннего строения явлений, системы, структуры и ряда других. Современный системный анализ требует мысленного расчленения объекта (этноса, региона с его населением и культурой и т.п.) на компоненты, составляющие и элементы, поиска гипоте­тических и действительных связей между ними, их исторического и функциональ­ного исследования, построения моделей структурных связей. В этом случае этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционизирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной компози­цией (структурой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса, его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура , производственно-экономическая деятельность и ее характер, система социальных отношений и институтов, язык и разнообразные формы речевой деятельности, создание, использование и сохранение культуры , быт или устойчивые стереотипные способы поведения, которые реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах и т.п. , существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира . Все компоненты тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. Каждая компонента этноса может быть теоретически и инструментально разло­жена на приемлемое количество признаков-индикаторов, с помощью которых опи­сываются реальные стороны реальных этносов.