Примеры современных придорожных бульваров

Ярким примером современного бульвара является Бульварное кольцо Москвы (рис.26, 27, 28). Знаменательным для бульваров стал год 800-летия Москвы (1947). Постепенно дряхлевшие в 30-х сильно пострадавшие от бомбежек в годы войны, к юбилею они преобразились. По проекту архитектора В. Долганова была предпринята попытка восстановить историческую планировку, отремонтировать Рис. 26. Бульварное кольцо.

Никитский бульвар

сеть дорожек. Было высажено более 4 тыс. деревьев и 13 тыс. кустарников. [33]

Появились изумительные аллеи, сформированные их деревьев с шаровидной формой кроны. У памятника Пушкину пышно цвели оригинальные шаровидные груши, привитые на вишню. Выше всяких похвал были цветники. Но, пожалуй, главное, Рис. 27. Бульварное кольцо что изменило Тверской бульвар облик бульваров, - оригинальное оформление входных площадок: мощение, акценты в виде чугунных торшеров, гранитных ваз или столбов, чугунные ограды со своим орнаментом для каждого бульвара. На оголовках бульваров устанавливались новые памятники – Гоголю, Грибоедову. А на их внутреннем пространстве появились изящные скамейки. Детские площадки, Рис. 28. Бульварное кольцо.

летние читальни, павильоны. [33] Цветной бульвар

Сиреневый бульвар протя­нулся с запада на восток от Щелковского шоссе до площа­ди Соловецких юнг. На полосе шириной до 40 м, в основном, произрастают два вида кустар­ников: сирень обыкновенная и сирень венгерская, размещен­ные в группах и одиночно. В насаждениях использованы разнообразные сорта селекции Л.Колесникова. Преобладаю­щий возраст - 20-30 лет. Кате­гория состояния - сравнитель­но высокая. На бульваре отме­чены крупные по высоте дере­вья и переросшие кустарники (чубушник, боярышник). В си­лу этого сравнительно неширо­кая территория перегружена насаждениями и плохо про­сматривается. Объемно-прост­ранственная структура наруше­на, эстетически маловырази­тельные группы растений де­градируют. Культурный газон практически отсутствует. До­рожная сеть не обеспечивает нормальное движение пешехо­дов по бульвару. Площадки для отдыха отсутствуют, что от­рицательно сказывается на со­стоянии растительности. [22]

Рис. 29. План реконструкции Сиреневого бульвара

 

На первом этапе реконструкции (рис. 29) предлагается удалить наиболее угнетенные и потерявшие жизнеспособность растения. Часть лип мелколистных, высаженных вдоль проезжей части, требует замены, так как они уже не справляются со своей защитной функцией. На втором этапе необходимо заняться пространственной структурой насаждений путем создания компактных групп из деревьев и кустарников, как существующих, так и вновь проектируемых. Рекомендуется единично ввести в них хвой­ные виды, которые заметно оживят пейзаж. Вдоль проез­жей части планируется посадка липы крупнолистной. Кроны этих деревьев должны форми­роваться в виде параллелепи­педа или шара путем обрезки по специальному садовому шаблону. Частично будет изме­нена планировка участка, до­рожная сеть станет более удоб­ной для пешеходов. На рис. 34 показан цветник в виде ленты, пронизывающей данный учас­ток бульвара. [22]

 

14 августа 2004 года в Тюмени открылся бульвар. Первый, и пока единственный в северной столице бульвар - это своего рода, подарок горожанам от екатеринбуржцев ко дню юбилея Тюменской области. И вот почему: все монументально-художественное оформление этого бульвара, было поручено именно Екатеринбургскому художественному фонду, специалисты которого работали над проектом тюменского вантового моста, фонтана на рыночной площади и осуществляли подсветку многих улиц и зданий в городе. [36,35]

Итак, «Чудо-променад-бульвар», ограниченный улицами Первомайская, Орджоникидзе, Ленина и Герцена, расположился на месте бывшего тюменского городского сада, и на его территории архитекторы из Екатеринбурга построили для тюменцев пять площадей! Недалеко от здания физкультурно-оздоровительного комплекса по улице Орджоникидзе - площадь спортивную; на улице Ленина - небольшую площадь влюбленных; на противоположной стороне (ул. Герцена) - площадь искусств; в центре бульвара - фонтанную площадь, а около нового цирка, разумеется, - площадь цирковая. [36]

В основу всей идеологии монументально-художественного оформления пешеходного бульвара, по словам С.В. Титлинова, положена идея создания целостности ансамбля: чтобы отдельные элементы всех пяти площадей были гармонично увязаны между собой, и чтобы площади эти в целом концептуально перекликались как по характеру высотных объектов, так и по характеру скульптур, оформления и материалов.

Цирковая площадь

На ней было решено установить композиционно завязанные между собой скульптуры трех самых знаменитых российских клоунов: Карандаша, Юрия Никулина и Олега Попова, (чуть меньше человеческого роста). Ведь цирк - это всегда смех, радость, веселье, и, прежде всего, по мнению екатеринбургских специалистов, он, конечно, ассоциируется именно с клоунами. [36]

Центральная площадь пешеходного бульвара

Главный ее элемент - большой фонтан. И в его отделке по максимуму применен новый в строительстве материал, - стеклополимерный композит (особое стекло всевозможных цветов), изобретенное специалистами Екатеринбургского Художественного фонда. Этот красивый и, на первый взгляд, довольно хрупкий материал, на самом деле «антивандален». «Он обладает настолько уникальными физико-механическими свойствами, что его не удастся сломать ни одному хулигану», - утверждает директор Екатеринбургского художественного фонда С.В. Титлинов. А, кроме того, стеклополимерный композит способен выдерживать температуру, от минус до плюс пятидесяти градусов Цельсия. И Тюмень - первый город, где был применен этот принципиально новый материал, (его использовали при декорировании фонтана, расположенного на рыночной площади). В задуманном центральном фонтане пешеходного бульвара все детали из стеклополимерного композита изнутри подсвечены, что позволяет ему оставаться законченным монументальным произведением, как днем, так и ночью. [36]

Вообще, все оформление этого фонтана подчинено идее универсальности! Он замышлен, как работающий не только летом, но и зимой: когда бурлящим по заданной программе струям воды осенью придет время иссякнуть, их, как бы, заменит подсветка стеклополимерного композита и скульптуры фонтана. Таким образом, он всегда будет оставаться полноценным монументальным произведением. [36]

Площадь влюбленных и площадь искусств

Их, в тон остальным площадям, украшают сферы из того же новоизобретенного екатеринбургского стекла, сверху которых архитекторы расположили две абстрактные фигуры из бронзы. Образ одной из них соответствует площади влюбленных, а другой - площади искусств.

Спортивная площадь

Согласно проекту, она плавно перетекает в торговую площадь у рынка, и задумана, как площадь массового действия (для проведения общегородских мероприятий), где одновременно может собраться несколько тысяч человек. Потому серьезных композиций в виде, например, бронзовых статуй здесь нет. [36]

А еще, на спортивной площади установлена вогнутая колоннада, которая одновременно может служить своеобразным фоном для различных шоу и действ, (возможно, около нее будут устанавливать произвольную сцену), и в то же время является главным центральным входом на пешеходный бульвар, - ярким и завлекающим. Материал этой колоннады созвучен всему тому материалу, который применяется на остальных четырех площадях (стеклополимерный композит, гранит кое-где). И это единство создает их общую пространственную взаимосвязь и ансамблевую завершенность. [36]

Службы благоустройства Орджоникидзевского района Екатеринбурга планируют в 2006 году провести целый комплекс работ по реконструкции и озеленению зоны отдыха на бульваре Культуры. [34]

На нем собираются представить каждое крупное предприятие города в малых архитектурных формах. Согласно общей концепции реконструкции, в новом архитектурном облике бульвара должна воплотиться идея развития промышленного комплекса района. Окончательно не решено, в каком виде будут выполнены миниатюры: в виде малых архитектурных форм вдоль пешеходной зоны или в виде двух ротонд, которые установят в честь 285-летия Екатеринбурга и 75-летия Уралмашзавода.
Концепция проекта предполагает также организацию пяти зон отдыха. В их границах будет обновлено пешеходное покрытие, спланированы газоны, разбиты цветники, реставрированы фонтаны, предстоит продумать уличное освещение и облик клумб. На изменение облика любимого места отдыха уралмашевцев будет освоено порядка 18 миллионов рублей. Работы, которые начнутся уже в этом году, планируется завершить к 285-летию Екатеринбурга. [34]

Улица Освобождения в Дрездене-Нойштадте, Германия(рис. 30) – новый пешеходный бульвар, в композиции которого необыкновенно интересно сочетание новых и исторических элементов.

 

Рис. 30. Улица Освобождения в Дрездене-Нойштадте, Германия

а- флагшток (№ 3 на плане), б – план: 1 – конная статуя Августа Сильного; 2 – скульптурные фонтаны; 3 – флагштоки; 4 вазы; 5 – фонтан; 6,7 – скульптуры; 8 – часы; 9,10 – большие фонтаны, (№1 и 3 сохранены на старом месте при реконструкции, остальные элементы установлены заново)

 

В застройке бульвара преобладают новые, выполненные их крупных индустриальных конструкций здания; только один квартал – реконструированные жилые дома XVIII в. С любовно проработанными деталям. Планировка бульвара имеет подчеркнуто осевой и симметричный характер, который усиливает центральная платановая аллея. Однако самое яркое – это исторические произведения искусства и возрожденная из обломков историческая скульптура, наполняющие пространство бульвара, включенные в новую композицию как ее узловые элементы и акценты. В результате создана новая, не только функционально, но эмоционально насыщенная среда, в которой соединены современность и традиция. [3]

Лайсвес-аллея в Каунасе(рис. 31) – исторически сложившаяся главная улица Каунаса – еще в XIX в. была расширена, а ее центральная часть превращена в бульвар.

Рис. 31. Лайсвес-аллея в Каунасе (архитекторы А. Паулаускас, В. Палецкене, Э. Черекас)

 

Насыщенная административными, торговыми, культурными и другими учреждениями улица постепенно стала любимым местом общения горожан. Резкий рост концентрации людских потоков и транспорта выявил необходимость удаления транспорта, превращения улицы в пешеходную, тем более улица соединяет историческую часть города с парком и спортивным центром, что дополнительно увеличивает потоки пешеходов. [3]

Лайсвес-аллея достаточно длинна – 1621 м, идущая по оси улицы липовая аллея усиливает эту протяженность, поэтому при реконструкции важно было разделить улицу на отрезки. Для этого были выделены композиционные акценты улицы – Музыкальный театр с городским садом, галерея скульптуры и витража, универмаг с фонтаном перед ним, коме того, пешеходную часть улицы пересекают два проезда. Большое внимание было уделено выполненному из бетонных плит мощению, ограждениям газонов и цветников, светильникам, киоскам, телефонными кабинам, скамьям, светофорам, урнам, рекламными стендам и др. Выполненные по индивидуальным проектам, эти элементы вместе со зданиями и рядами лип создают насыщенную своеобразную и масштабную человеку среду Лайсвес-аллеи. [3]

Улица Абовяна в Ереване(рис. 32) – одна из старейших улиц, реконструированная и оформленная именно как современная пешеходная улица. В основу ее реконструкции был положен принцип максимального сохранения существующих деревьев.

Рис. 32. Улица Абовяна в Ереване (арх. Ф. Дарбинян), план квартала 1 –место отдыха; 2 – пергола; 3 – цветник; 4 - бассейн

 

Практически все хоть сколько-нибудь ценные деревья, росшие до реконструкции в садах и дворцах старых жилых ломов вдоль улицы Абовяна, после реконструкции «вышли на улицу» и образовали основу е озеленения. Старая проезжая часть улицы сохранена; она не нуждалась в расширении, так как генеральным планом города предусмотрены основные транспортные потоки на других улицах. Вдоль проезжей части улицы Абовяна тянутся с обеих сторон тенистые полосы бульвара. Основной поток пешеходов идет то по тротуару, то по бульвару. Главной аллее на всем протяжении сопутствуют цепочка разнообразно оформленных мест отдыха, с плоскими (зеркальными) водоемами различных очертаний, скамьями и перголами, ступенями и небольшими подпорными стенками, подчеркивающими перепады рельефа декоративными кустарниками и на фоне их скульптурами и вазами, выполненными на высоком художественном уровне. [12]