Водные устройства
Фонтаны – искусственные устройства для выбивания струй воды из специального отверстия, льющихся и падающих с различными высотами, наклоном, взаиморасположением и способами разбрызгивания.
Струя, столб воды, потоки или отдельные капли ниспадающей воды создают бесчисленное количество вариантов фонтанов. Максимальная высота струи воды не должна превышать половины диаметра чаши фонтана, так как при большей высоте струи воды и сильном ветре вода попадает на окружающую площадку, что мешает доступу посетителей к фонтану. [10]
Расход воды в фонтанах садово-паркового объекта не должен превышать 50…60 л/с. Фонтаны могут снабжаться водой из городского водопровода или местного источника с помощью насоса, а иногда самотеком – из водоема, в котором устроен фонтан, с помощью насоса (рис. 32) .
Рис. 24. Типы фонтанов.
1 –фонтан-родник; 2 – фонтан одноструйный; 3 – фонтан многоструйный; 4 – фонтан с одной чашей; 5 – фонтан с несколькими чашами; 6 – фонтан со скульптурой; 7 – фонтан-разбрызгиватель.
Сброс воды организуют в открытый лоток, ливневую канализационную сеть, а также путем оборотного водоснабжения или рециркуляции воды. [10]
Для оформления фонтанов используют цветной асфальт и бетон, керамическую плитку, чеканку. [10]
В ряде случаев около зданий и сооружений располагают пристенные фонтанчика с несколькими водосборными чашами.
Разновидность фонтанов – фонтаны без водосборных чаш, когда вода используется в виде завес или тонкой пленки. Конструкции таких фонтанов состоят их металлической пластины с трубой, по которой поднимается вода. Вода слабо фонтанирует над поверхностью плиты или пластины, покрывая ее тонкой пленкой и стекая по периметру, образует водную завесу со сбросом воды в дренирующий слой гальки.
Одной из форм благоустройства является фонтан без чаши, устраиваемый прямо в газоне в виде отдельных струй со специальной подсветкой и музыкой – «светомузыкой» (рис. 25). [10]
Как показывает практика, часть этих компонентов среды, испытывая постоянное воздействие посетителей, подвержена разрушению и случае непродуманного конструктивного и дизайнерского исполнения. Учитывая известный недостаток средств на проведение поддерживающего ремонта малых форм и парковых сооружений, последствия вандализма могут длительное время отрицательно сказываться на эстетических и функциональныхкачествах среды для отдыха и создавать определенный диссонанс с другими элементами ландшафта.
Рис. 25. Приемы использования водных устройств в ландшафтном дизайне пешеходных пространств.
В связи с этим одной из важных составляющих концепции устойчивости среды становится устройство малых архитектурных форм и парковых сооружений на основе таких конструктивных решений, которые могли бы обеспечить их долговременное использование с минимальными расходами на поддержание. Этого можно достигнуть путем:
- применения материалов, сохраняющих свои конструктивные и декоративные качества при систематическом интенсивном воздействии;
- антивандального исполнения малых форм и парковых сооружений с дополнительной защитой наиболее уязвимых элементов;
- выбора дизайнерского решения в соответствии с требованиями продолжительного использования компонентов паркового ландшафта;
- оптимального размещения малых форм и парковых сооружений с учетом взаимодействиясдругими компонентами среды. [15]
Современная практика паркостроения демонстрирует постоянное обновление подходов к трактовке малых архитектурных форм и парковых сооружений не только с позиции обеспечения их длительного использования, но и с точки зрения повышения роли в построении композиции пространства на основе взаимосвязи с природным окружением. Отказ от традиционного силуэта и упрощенной формы искусственных сооружений все чаще позволяет достичь определенного эстетического эффекта, сознательно концентрируя внимание посетителя парка на их оригинальных очертаниях и нетрадиционном конструктивном решении. Эмоциональноевоздействие подобных парковых объектов усиливается за счет объединения искусственных и естественных компонентов ландшафта с использованием дизайнерского подхода. [15]
Подчеркнутая облегченность конструкции многих малых форм достигается путем применения металлических элементов небольшого сечения, включая тонкий стальной трос как несущий контур для размещения растительности. «Вплетение» в ажурный пространственный каркас из металла вьющихся растений, зрительно «поглощающих» несущую конструкцию, дает возможность создать озелененные поверхности произвольной формы, внося живописное разнообразие в парковую среду.
Выбор характерной силуэтной линии превращает малые архитектурные формы в средство эмоциональной ориентации, фокусируя или направляя зрительное восприятие на определенные фрагменты ландшафта. [15]
Не меньшим художественным смыслом в организации среды обладают парковые сооружения,выразительность которых во многом зависит от композиционного взаимодействия с природным окружением. По существу,современные архитектуно-дизайнерские решения способствуют трансформации традиционного представления о парковых сооружениях как объектах «замкнутых», статичных, в сторону объектов открытых, динамичных. Выражается это в появлении новых пространственных форм и комбинаций из линий и поверхностей, обладающих качеством «прозрачности» за счет прерывистой трактовки внешнего контура сооружений со свободным размещением компонентов природы в их структуре. К разнообразию объемных и плоскостных параметров архитектурных составляющих парковой среды подобный подход прибавляет широкий диапазон пластических возможностей растительности, усиливающей своей живописностью эффект геометрической упорядоченности форм конструкции. [15]
Активную роль в формировании парковой среды играют, наряду с объектами преимущественно зрительного воздействия, сооружения различного функционального назначения, включая навесы над остановками, детские игровые комплексы и другие. Наличие оригинальной дизайнерской идеи позволяет превратить каждое из них не только в удобные с точки зрения использования, но и в художественно выразительные элементы паркового ландшафта. Приоритет "прозрачного" каркаса с включением природных компонентов и отказ от массивных поверхностей примитивной геометрической формы. Благодаря индивидуальному подходу к проектированию парковых сооружений значительно расширяется возможность объединения каждого из них с другими компонентами ландшафта, в частности, с водой. Использование ее декоративных свойств в статичном и динамичном состояниях обретает определенное художественное содержание в результате дизайнерской трактовки водных зеркал и устройств, взаимодействующих с разнообразными архитектурными формами. Прибегая к игре геометрических линий, представляющих в композиции парка то в виде строгих очертаний водных поверхностей, то в качестве динамично изогнутых контуров водных каскадов, удается получить набор элементов, наполняющих пространство необычными смысловыми акцентами. [15]
Связь реального и абсолютного, прозаического и возвышенного характерна для области современного ландшафтного дизайна и предполагает одинаково внимательное отношение, как к трактовке концептуальных аспектов, так и к решению вопросов утилитарных. С этой точки зрения в таких малых формах, как лестницы, светильники, скамьи, урны и других неотъемлемых компонентах парковой среды заключен, наряду с очевидным функциональным содержанием, не менее важный эстетический смысл. Столь привычные для многих наших современных парков "застывшие" в своем развитии малые формы,слабо вписываются в концепцию динамичного ландшафтного дизайна и откровенно диссонирует с международной практикой обновления эстетики парковых пространств. [15]
Движение к устойчивой среде трудно представить без изменения отношения к проектированию всех компонентов паркового ландшафта с учетом реально существующего вандализма. Поэтому вместо еще встречающихся подходов к дизайну малых форм, в результате которых металлические опоры остаются без осветительных фонарей, остовы скамей — без деревянной обрешетки, а урны скорее напоминают бетонную скульптуру в стиле "ретро" с минимальной эстетикой, целесообразно распространить многочисленные достижения современной технологии и на эту область проектирования паркового ландшафта. [15]
Как показывает опыт, формирование ландшафта для пребывания человека невозможно без постоянного обновления дизайнерских подходов к организации среды и учета в связи с этим как новых возможностей, так и прибавляющихся проблем. Становится очевидным, что, чем больше такие перемены отвечают разумным интересам человека и реальной способности природы к самоподдержанию, тем больше появляется предпосылок для сохранения устойчивости среды. [15]