Лекция. Справочно-правовые системы, как вид документальных ИПС
В настоящее время множество вопросов управленческой деятельности невозможно решать без доступа к массивам правовой информации.
Правовая информация –массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Структура правовой информации может быть представлена в виде блоков:
Блок 1. Официальная правовая информация:это информация, исходящая от полномочных госорганов, имеющая юридическое значение, направленная на регулирование общественных отношений.
|


|
Блок 2. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение:это информация, исходящая не от полномочных госорганов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (организаций, граждан). Она носит не обобществляющий, а индивидуальный характер и направлена на создание, изменение, прекращение конкретных правоотношений.
|

Блок 3. Неофициальная правовая информация:информация, не влекущая за собой правовых последствий.Ее можно подразделить на следующие группы:
· материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
· материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
· материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
· образцы деловых бумаг;
· комментарии законодательства;
· научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свобода и обязанности человека должны быть обязательно опубликованы для всеобщего сведения (обнародованы). Неопубликованные правовые акты считаются не вступившими в силу.
При создании эффективных механизмов распределения и использования правовой информации для поддержки конкретных задач могут возникать две основные проблемы:
1. Первая, связанна с созданием действительно эффективных и доступных для массового потребителя каналов распространения правовой информации.БОльшей частью эта проблема решена. Скажем, если раньше в нашей стране распространением правовой информации занимались только государственные организации и СМИ, находящиеся на бюджетном финансировании, то достигнутая на сегодня массовая доступность правовой информации широкому кругу потребителей, имеет место во многом благодаря массовости тиражей независимых специализированных изданий и компьютерных СПС.
2. Вторая, касается создании эффективных инструментов для работы с огромными массивами информации. И здесь конечно же огромное значение имеют именно компьютерные технологии работы с такой информацией. Последние десятилетия характеризуются бурным ростом количества правовых актов. По экспертным оценкам в настоящее время они насчитывают от нескольких сотен тысяч до полутора миллионов, включая нормативные акты субъектов РФ. Эффективно работать с таким массивом информации в традиционном варианте - на бумажных носителях - не представляется реальным. Выходом из этого положения является структуризация правовых актов по определенным классификационным признакам и их размещение в электронных базах данных.
Все сказанное подводит нас к понятию компьютерных СПС.
Компьютерная справочно-правовая система – программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие работать с этим массивом(производить выборку документов и их фрагментов, формировать подборки документов, выводить информацию на печать и т.д.)
Основные достоинства компьютерной СПС это:
§ возможность компактного хранения больших объемов информации;
§ возможность быстрого поиска нужных документов или их фрагментов, в огромных массивах данных;
§ возможность высокоскоростной передачи информации, по телекоммуникационным каналам на любые расстояния;
§ возможность одновременной работы с информацией большого количества людей.
С этих позиций, наиболее важными параметрами СПС являются:
§ качество информационного наполнения СПС (полнота, оперативность поступления, достоверность информации);
§ качество компьютерных технологий, заложенных в СПС (поисковые и сервисные возможности, возможности по передачи информации);
§ общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю СПС (возможность обучения работе с системой, возможность поиска редких или узкоспециализированных документов, система подсказок и помощи).
Являясь ярким представителем класса документальных ИПС функционирование компьютерных СПС подчиняется правилам функционирования указанного класса информационных систем. Структура информационных потоков, при поиске документов в документальной ИПС, выглядит следующим образом [Рисунок 1]
Рисунок 1. Структура информационных потоков при поиске документов в СПС.
Идея использовать компьютерные технологии для работы с законодательной информацией возникла еще в 60-х годах на Западе. Исторически первыми были созданы системы индексного типа - электронные каталоги, содержащие всю реквизитную информацию о правовых актах (бельгийская "Credos" - 1967 г.). В том же 1967 г. в США началась разработка первой полнотекстовой СПС "LEXIS". Со временем сюда было включено английское законодательство. Эта СПС жива по сей день, она называется "LEXIS - NEXIS" и помимо законодательной базы сюда входят все американские и английские судебные прецеденты. В настоящее время полнотекстовые справочно-правовые системы имеются практически во всех развитых странах мира. В большинстве случаев это не государственные, а коммерческие системы.
В нашей стране разработка первой справочно-правовой системы начинается в 1976 г. В рамках реализации этого решения при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и научные организации. Быстрое развитие и распространение СПС в нашей стране началось лишь в начале 90-х годов с появлением первых негосударственных систем ("ЮСИС" - 1990 г., "Гарант" - 1991 г.). Основные причины резкого скачка во внедрении СПС в рамках нашей страны: стремительное совершенствование и удешевление ПК; реформы политической и экономической жизни, породившие вал правовых документов.
Сейчас в России насчитывается около десятка справочно-правовых систем. Наиболее распространенные: "КонсультантПлюс", "Гарант". Практически все системы содержат в полном объеме правовые акты и удобный информационно-поисковый аппарат. Различаются системы лишь техническими особенностями (технологией обновления информации - полной заменой информационного банка или "кусочным" пополнением) и сервисными возможностями.