История и собственность

А. Факторы, влияющие на культуру организации

В уже сложившихся организациях культура и структура обычно развивались и выявлялись во время изменений, часто бессознательно - например, при введении новой технологии, создании нового отдела, введения или отмены определенного уровня в иерархии. Однако иногда возникает потребность в сознательном изменении организационной культуры, например, при общей реорганизации или приватизации компании. Например, приватизация British Telecom привела к смене характера организации - от ориентации на продукт к ориентации на потребителя и рынок.

Новая организация может развиваться при тщательном выборе как форм культуры, так и соответствующего штата сотрудников, принимающих эту культуру - например, экспериментальная общеобразовательная школа, директор которой имеет свои взгляды на образование и обучение.

 

Однако, несмотря на то, является ли культура и структура организации предметом тщательного выбора или просто образовались со временем, мы можем определить шесть факторов, которые будут влиять на этот процесс ( они были определены Хэнди в 1985 г.):

- история и собственность,

- размер,

- технология,

- цели и задачи,

- окружение,

- люди.

 

Ясно, что нет законов, по которым история организации и собственность влияют на ее культуру. Кроме того, остальные пять факторов могут оказать самое разное влияние на организации с аналогичными видами собственности и историей.

Однако некоторые закономерности можно вычленить. Новые организации должны быть или агрессивными и независимыми (власть), или гибкими, приспосабливающимися и чувствительными (задача), а часто и тем, и другим вместе взятым.

Централизованная собственность (обычно в семейных фирмах или в организации, где доминирует ее основатель) будет стремиться к культуре власти.

Разобщенная собственность вызывает диффузию влияния, поэтому способность воздействовать основывается на иных, нежели власть, источниках.

Примером может служить фирма W/H/Smith-cjmpany - из агентства новостей, основанного 196 лет назад, она трансформировалась в компанию, включающую в себя сеть розничных магазинов дисков и пластинок, бюро путешествий, книжных киосков и традиционных магазинов, а также систем кабельного и спутникового телевидения, причем 30 % акций принадлежат семейству Смита. Председатель компании сэр Саймон Хорнби заявляет, что “... у нас только 90 человек в главном управлении. Мы распределяем ресурсы и согласуем планы для управляющих розничной торговли, а затем позволяем им действовать. В наше дело мы привлекаем очень талантливых людей”. Насколько можно судить из этого отрывка, мы имеем фирму с сильными семейными традициями, которые сдвинулись в сторону культуры задачи с соответствующим изменением структуры, и которая эффективно работает _ фирма имела рекордный доход в 1996г.