Определение объекта и предмета исследования

 

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.

Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

Объект и предмет обязательно должны фигурировать в названии темы дипломной работы, поскольку они отражают саму суть исследования.

Объект исследования– это то, что порождает проблемную ситуацию и то, что намерен изучать исследователь.

Предмет исследования– какое-либо свойство или сторона (аспект, признаки, особенности и пр.) объекта, задающее границы исследования и подлежащие непосредственному изучению.

 

 

Объект исследования – это процесс или явление, которые избраны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.

Объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы (учебно-воспитательный, учебно-организационный, тренировочный, управленческий), развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т. д. Однако объект исследования должен формулироваться небезгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуетсявнепосредственнойвзаимосвязисдругимисоставнымичастя-

миданногообъектаиможетбытьоднозначнопонятлишьприсопостав-

лениисдругимисторонамиобъекта.

Предметисследованияболееконкретенивключаеттолькотесвязи

иотношения, которыеподлежатнепосредственномуизучениювданной

работе.

Предметомпедагогическогоисследованиямогутвыступать: совер-

шенствованиеиразвитиеучебно-воспитательногопроцесса; формыиме-

тодыпедагогическойдеятельности; диагностикаучебно-воспитательного

процесса; пути, условия, факторысовершенствованияобучения, воспита-

ния, тренировки; характерпсихолого-педагогическихтребованийивзаи-

модействиймеждупедагогамииучащимися, тренерамииспортсменами,

педагогическихвзаимоотношений.

Изсказанногоследует, чтообъектомвыступаетто, чтоисследуется,

апредметом – то, чтовэтомобъектеполучаетнаучноеобъяснение. Имен-

но предмет исследования определяет тему исследования, например:

объектисследования – системафизическоговоспитаниястудентов, пред-

мет исследования – процесс формирования мотивационно-ценностного

отношениястудентовкфизическойкультуре, темаисследования – форми-

рование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической

культуре.

 

Основные подходы и возможные ошибки при написании научного аппарата исследования
(учебное пособие для студентов специальности "Физическая культура")

Автор: А.П. Щербак,
Рецензент: И.М. Бутин, профессор кафедры "ТФК" ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доктор пед. наук О.Я. Коряковцева, канд. пед. наук, декан ФПиПКПК ЯГПУ им. К.Д. Ушинского