Определение объекта и предмета исследования
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.
Объект и предмет обязательно должны фигурировать в названии темы дипломной работы, поскольку они отражают саму суть исследования.
Объект исследования– это то, что порождает проблемную ситуацию и то, что намерен изучать исследователь.
Предмет исследования– какое-либо свойство или сторона (аспект, признаки, особенности и пр.) объекта, задающее границы исследования и подлежащие непосредственному изучению.
Объект исследования – это процесс или явление, которые избраны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.
Объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы (учебно-воспитательный, учебно-организационный, тренировочный, управленческий), развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т. д. Однако объект исследования должен формулироваться небезгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуетсявнепосредственнойвзаимосвязисдругимисоставнымичастя-
миданногообъектаиможетбытьоднозначнопонятлишьприсопостав-
лениисдругимисторонамиобъекта.
Предметисследованияболееконкретенивключаеттолькотесвязи
иотношения, которыеподлежатнепосредственномуизучениювданной
работе.
Предметомпедагогическогоисследованиямогутвыступать: совер-
шенствованиеиразвитиеучебно-воспитательногопроцесса; формыиме-
тодыпедагогическойдеятельности; диагностикаучебно-воспитательного
процесса; пути, условия, факторысовершенствованияобучения, воспита-
ния, тренировки; характерпсихолого-педагогическихтребованийивзаи-
модействиймеждупедагогамииучащимися, тренерамииспортсменами,
педагогическихвзаимоотношений.
Изсказанногоследует, чтообъектомвыступаетто, чтоисследуется,
апредметом – то, чтовэтомобъектеполучаетнаучноеобъяснение. Имен-
но предмет исследования определяет тему исследования, например:
объектисследования – системафизическоговоспитаниястудентов, пред-
мет исследования – процесс формирования мотивационно-ценностного
отношениястудентовкфизическойкультуре, темаисследования – форми-
рование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической
культуре.
Основные подходы и возможные ошибки при написании научного аппарата исследования
(учебное пособие для студентов специальности "Физическая культура")
Автор: | А.П. Щербак, | |
Рецензент: | И.М. Бутин, профессор кафедры "ТФК" ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доктор пед. наук О.Я. Коряковцева, канд. пед. наук, декан ФПиПКПК ЯГПУ им. К.Д. Ушинского | |