Лекция № 7 (2 ч.)

Тема 7: Формирование у детей знаний о числах. Обучение счёту. (продолжение)

План:

1.Методика ознакомления с цифрами

2.Формирование представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5

3.Формирование представлений об отношениях между числами (сравнение чисел)

4.Обучение делению предметов на равные части

 

Ход занятия:

1. Методика ознакомления с цифрами (3 – 5 лет)

 

Ознакомление с названием и внешним видом цифры идет в возрасте до четырёх лет, а после обучения счету детей знакомят с сущностью цифр.

1 этап.

· Воспитатель в различных ситуациях знакомит детей с именем и внешним видом цифры (в процессе прогулки обращает внимание на номера домов, машин; на номера страниц).

· Воспитатель читает стишки, в которых описывается внешний вид цифр . (С.Маршак «Веселый счет», Г. Виеру «Считалочка»).

2 этап: (ср.возр.)

Как только дети научились считать в соответствующих пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в группе количество предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.

Можно предложить детям рассмотреть таблицу, где нарисовано одно и то же количество разных предметов и все они обозначены одной цифрой.

Подводим детей к тому, что одинаковое количество предметов всегда обозначается одной и той же цифрой. Отличие понятия «число» и «цифра» (лiк – число, лiчба - цифра): цифра - значок или рисунок, с помощью которого можно написать число или указать количество предметов. Надо понимать, что число изображается не только с помощью цифры. Можно познакомить детей с римской нумерацией – изображением числа с помощью рисунков. Или предложить цветные числа – палочки Кьюизенера.

Упражнения на закрепление сущности цифр:

- Подобрать цифру для соответствующего множества.

- Создать (найти) группу предметов, соответствующую по количеству показанной цифре.

. .
Игры:

«Найди пару» (лото).

«Найди свой домик».

Знакомство с цифрой 0.

Детям предлагается 3 блюдца: на одном - 3 предмета, на другом - 5, на третьем - ни одного. Просим обозначить с помощью цифр количество предметов в каждом блюдце. Дети могут сообразить, что на пустое блюдце надо положить «0». Если дети затрудняются, то воспитатель читает стихотворение про «0»: Цифра вроде буквы «О» - это «ноль» иль «ничего».

А затем поясняем, что отсутствие предметов также обозначаем цифрой, это – цифра «0».

Знакомство с изображением числа 10.

Надо показать детям, что число 10 изображается с помощью двух цифр «1» и «0». Воспитатель читает соответствующий стих.

Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

Ну, а если рядом с ним единицу примостим –

Он побольше станет весить, потому что это - десять. (С.Я.Маршак)

Для закрепления подходят те же игры, что и для других цифр. В игры и упражнения включаем 0 и 10.

2. Формирование представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5 – 6 лет)

 

Эта задача является подготовительной для обучения операциям над числами.

Необходимость её рассмотрения в более полных знаниях о числах – о том, что число это определённое количество единиц.

Наглядный материал должен отличаться хотя бы по 1-му признаку (видовому) и быть однородным.

Требуется две группы наглядности:

- фигуры, одинаковые по цвету (6 штук)

- разноцветные фигуры (6 штук)

Алгоритм состава числа из единиц:

1.Выставить необходимое количество одинаковых предметов

2.Уточнить их количество

3.На расстоянии расположить предметы из второй группы (разные по цвету)

4.Пересчитать их

5.Обратить внимание на количество предметов в двух группах («одинаковое», «столько же», «столько, сколько»)

6.Обобщить результаты состава числа, выделяя слово «один»

7.Сравнить две группы

8.Задать вопрос «Сколько разных предметов надо взять, чтобы получилось число …?»

Методика: детям предлагается 3 (4, 5) предметов (например, флажки разного цвета) и задаются следующие вопросы:

- Сколько всего предметов?

- Сколько предметов одного вида? (Сколько красных флажков? Сколько синих флажков? Сколько зеленых флажков?)

Вывод: у нас всего 3 флажка: 1 красный, 1 зеленый, 1 синий.

Аналогичная работа проводится еще с двумя видами наглядного материала, а затем делается обобщающий вывод: 3 это 1, 1 и 1. Для закрепления предлагается назвать разные предметы (например, овощи), чтобы их всего было 3.

Аналогичным образом рассматривается состав чисел 4 и 5.

Для закрепления предлагаются игры: «Я знаю 5 имен девочек», «Назови 5 разных предметов мебели (овощей)», «Кто быстрее назовет».

На первых порах детям разрешается загибать пальчики или называть слова-числительные, но к 6 годам дети должны научиться в уме удерживать состав числа.

3. Формирование представлений об отношениях между числами (сравнение чисел) (4 – 6 лет)

 

1 этап (ср.возр.). Детей учат сравнивать смежные числа на основе сравнения 2-х множеств по количеству.

Выясняется, каких предметов больше, сколько каждого вида.

Воспитатель подводит детей к выводу: «Раз мишек больше и мишек 4, то число 4 больше чем 3».

2 этап (ср.возр). Показывается постоянство отношений «больше» и «меньше» между двумя числами, т.е. что 4 всегда больше 3. Для этого в упражнениях меняются качественные признаки предметов и их пространственное расположение.

3 этап (ст.возр.). Показывается, что отношения «больше» и «меньше» относительны, т.е. что число 3<4, но 3>2. Для этого предлагается сравнивать сразу 3 последовательных числа и побуждать детей при ответе обязательно уточнять: данное число «больше» (или «меньше») какого числа.

4 этап (ст.возр). Детей учат сравнивать несмежные числа. Рассуждение проводится на основе свойства транзитивности. Если 3<4<5<6, значит 3<6. При рассуждении следует опираться на наглядно-практический прием «числовая лесенка» (раскладывание предметов в убывающем или возрастающем порядке в параллельные ряды строго один под одним).

 

               
   
 
     
 
       

 

 


Лишние предметы должны быть другого цвета (формы).

Детям показывается, что каждое число больше всех предыдущих, но меньше всех последующих.

Игры и упражнения:

«Живые числа» (построение в правильном порядке), «Что изменилось» (какое число пропущено или поменялось местами и почему), «Продолжай» (с мячом), «Считай наоборот», «Лото», «Назови соседей».

       
   

 

 


Во всех этих играх – дети должны дать словесный отсчет.

4. Обучение делению предметов на равные части (4 – 6 лет)

Потребность в подготовке детей к изучению дробей, применении знаний в повседневной жизни, умение анализировать, систематизировать, для установления связей между целым и частью (умственное развитие).

При знакомстве делим лист бумаги на две равные части.

1. Сначала учим делить на две и четыре равные части путём сгибания прямоугольника, так как при отрезании каждая часть воспринимается ребёнком как отдельное целое. Вопросы к детям: Как согнуть лист пополам? (так, чтобы совпадали уголки и стороны). Сколько частей получилось? (две, потом четыре). Как их можно назвать? (половина, четверть). Сколько половинок? четвертинок? Обведите пальчиком каждую часть и целый лист, сравните их.

Если части не ровные, то нельзя сказать «половина», «четверть», или выражение «большая половина», «меньшая половина».

2. В дальнейшем учим разрезать и соединять части в целое. Учим видеть функциональную зависимость между количеством и размером частей (чем больше частей, тем меньше их размер). Учим видеть зависимость между частью и целым (часть всегда меньше целого и наоборот). Учим видеть независимость расположения частей в пространстве и их количества.

 

   
   

 

       

 

1 этап. На занятиях по изодеятельности детей учат делить на 2 равные части плоские симметричные предметы (начиная с квадрата), путем сгибания без разрезания.

Сгибать надо так, чтобы совпадали углы, стороны, отутюживается линия сгиба, предмет разгибается. Вопросы:

- Сколько частей?

- Равны ли части? (проверяем с помощью наложения)

- Что больше: часть или целое?

На 2-м этапе учат делить на 4 равные части, сгибая 2 раза пополам (вопросы те же).

На 3-м этапе (конец среднего и начало ст.возр.) учат делить на 2 (4) равные части путем сгибания с последующем разрезанием. Вопросы такие же, как на 1-м этапе.

Педагог поясняет, что если у нас две равные расти, то каждая из них называется «половинкой» или «одной второй (1/2)», а если получилось четыре равные расти, то каждая из них называется «четвертинкой» или «одной четвертой (¼)».

4 этап. Детей учат делить предметы на 8 и 16 равных частей аналогичным образом. Три раза сгибаем пополам - получаем 8 частей, 4 раза пополам - 16 частей. Вопросы и пояснения аналогичны, как для деления на 2 и 4 равные части. Важно обратить внимание детей, что если мы разделим предмет на 2 (4) неравные части, то их половинками (четвертинками) назвать нельзя. Это будут просто две (четыре) части.

5 этап. Учат детей делить объемные предметы на равные части.

Существуют два приема деления объемного предмета на равные части: на глаз или с помощью мерки-посредника. Выясняя, какая часть больше, можно взять полоску бумаги, приложить ее к объемному предмету, отрезать в том месте, где закончился предмет, согнуть ее пополам, отутюжить линию сгиба, приложить к объемному предмету, и разрезать этот предмет по линии сгиба полоски.