История патофизиологии
Закладка и обособление зубных зачатков
Зубы
Особенность строения глоточной миндалины
- эпителий однослойный, многорядный призматический
реснитчатый,
- также инфильтрирован лимфоцитами
- источник развития – прехордальная пластинка эктодермы
Функции:
1. орган лимфопоэза
2. орган иммунологической защиты
Источники развития:
1. эктодерма
2. мезенхима
Стадии развития зуба:
- в части эпителия ротовой полости – от зубной пластинки –
эпителиальные выросты в мезенхиму, которая уплотняется
– эмалевые органы:
а. эпителиальный орган - эктодерма
б. зубной сосочек - мезенхима
в. зубной мешочек – мезенхима
2. дифференцировка зубных зачатков:
1. Эпителиальный орган:
а. наружные клетки – рассасывыаются
б. промежуточные (пульпа эмалевого органа) дают
кутикулу зуба
в. внутренние – энамелобласты
2 зубной сосочек –
а. клетки мезенхимы рядом с внутренними клетками
эпителиального органа - дентинобласты
б. клетки мезенхимы внутри сосочка - клетки рыхлой
соединительной ткани
3 зубной мешочек –
- цементобласты
3. гистогенез - образование тканей зуба
- энамелобласты - эмаль
- дентинобласты - дентин
- клетки рыхлой соединительной ткани сосочка – пульпу зуба
- цементобласты - цемент
Анатомия: - производные слизистой ротовой полости
- выделяют :
1. коронка – выступающая над десной часть зуба
2. шейка - покрытая десной часть зуба между коронкой и шейкой
3. корень – расположен в костной альвеоле челюсти и фиксирован с помощью циркулярной связки с надкостницей
4. полость зуба, переходящая в корне в канал зуба. Число каналов соответствует числу корней.
Строение:
Основные ткани зуба:
1. эмаль
2. дентин
3. цемент
4. пульпа
Пульпа:
- в полости и каналах зуба
- рыхлая соединительная ткань
- очень тонкостенные сосуды – стенка легко спадается – легко развивается некроз пульпы зуба
- нервы
- в поверхностном слое около дентина располагаются
одонтобласты:
– клетки пульпы,
– расположены в несколько рядов
– грушевидная форма
– базофильная цитоплазма
– базально расположенное ядро
– от апикальной поверхности отходит длинный отросток, который через дентинный каналец проникает в дентин
Дентин:
- основа всех частей зуба
- разновидность костной ткани
- 70 % неорганических веществ (в 4-5 раз мягче эмали)
- развивается из мезенхимы
- основное вещество (как в кости) и радиально расположенные дентинные трубочки, в которых находятся отростки одонтобластов, по которым осуществляется питание дентина
- обызвествление идет в виде зерен, которые сливаются в шаровидные образования - глобулы
- нтерглобулярные пространства – в периферических участках дентина – менее обызвествленные участки
- регенерирует за счет дентинобластов образующих новый необызвествленный дентин – предентин – оксифильно окрашивающаяся полоска дентина между одонтобластами и остальным дентином
Цемент:
- покрывает дентин корневой части зуба
- представлен грубоволокнистой костной тканью – значительно меньшая прочность
- 50-60% неорганических веществ
- источник развития –мезенхима
- цементоциты и цементобласты, расположены как в кости остеоциты и остеобласты
- в цемент проходят прободающие волокна, обеспечивающие связь зуба и периодонта
Эмаль:
- самая прочная часть зуба
- органических веществ всего 2%, 90% - гидроксиапатит
- состоит из эмалевых призм:
- с радиальной ориентацией
- имеющих S-образный ход
- производное энамелобластов,
- на поперечном сечении полигональной формы,
диаметром 3-5 мкм
- призмы склеены между собой межпризменным веществом
- такое же как в призмах, но отличается более низким
уровнем минерализации и ориентацией кристаллов
- по окончании формирования не содержит клеток, а значит ткань не регенерирует
Патологическая физиология как самостоятельная экспериментальная наука стала оформляться с середины 19 в., но истоки ее в виде умозрительного учения о болезни можно проследить с древнейших времен.
На протяжении веков представления о болезни были чисто метафизическими. В них боролись два направления: виталистическое, рассматривающее болезнь как результат злой внешней силы, и стихийно-материалистическое, склонное трактовать болезнь как естественное явление. Попытка применить экспериментальный метод для изучения болезненных процессов неоднократно делалась на протяжении веков, начиная с Галена, И. Ф. Альбертини, Дж. Гунтера и др. Но экспериментальные методы того времени были чрезвычайно грубы и примитивны, и полученные при их помощи данные об этиологии и патогенезе не сыграли большой роли в становлении патологической физиологии как науки.
В 17 и 18 вв. был выпущен ряд трактатов по вопросам патологии, написанных Гаубием, Людвигом, Франком и другими учеными. Некоторые из этих работ были переведены на русский язык. В целом патология как наука в 17 и 18 вв. была чисто умозрительной.
Ряд открытий в области естествознания и медицины в 16, 17 и 18 вв. подготовили почву для создания экспериментальной физиологии и экспериментальной патологии. Во Франции выдающуюся роль в создании патологической физиологии (экспериментальной патологии) сыграли: Мажанди и его выдающийся ученик К. Бернар, с именем которого связан ряд крупных открытий. К. Бернар был настойчивым и последовательным пропагандистом применения экспериментального метода для изучения патологических процессов. Его лекции по экспериментальной патологии, читанные, охватывали большое количество вопросов патологической физиологии (кровообращение, лихорадка, диабет, идиосинкразии), лекции, посвященные общим вопросам патологии, о значении экспериментального метода в медицине, о роли нервной системы и др. навсегда останутся в истории патологической физиологии как яркий пример зарождения и применения экспериментального метода для изучения патологических процессов. К. Бернар дал толчок к развитию патологической физиологии не только во Франции, но, бесспорно, оказал влияние на развитие патологической физиологии и в других странах. К. Бернар по праву может быть назван в развитии патологии было возникновение учения Р. Вирхова о целлюлярной патологии (1858). До его появления руководящей идеей в патологии была чисто метафизическая теория гуморальной патологии Ро-китанского. Учение Р. Вирхова полностью порывало со спекулятивными метафизическими концепциями и ставило представление о сущности болезней на твердую научную материалистическую базу. Появление учения Вирхова было исторически обусловлено, мысль связать проявления болезни с изменениями в клетках организма, в материальном субстрате,— прогрессивная для своего времени идея — быстро нашла широкое признание и стала основной теоретической концепцией патологии 19 в. Она вдохновила патологов и вызвала к жизни тысячи разнообразных исследований и способствовала поступательному движению медицинской науки. Но передовые физиологи и патофизиологи 19 в. (К. Бернар, И. М. Сеченов и др.), отдавая должное Р. Вирхову как реформатору патологии, видели ограниченность «морфологического направления». К. Бернар указывал, что на патологическую анатомию не надо смотреть как на единственный ключ к болезненным явлениям. Рассматриваемая сама по себе и изолированно, она не может открыть скрытые источники, и чисто анатомические исследования, сколь бы кропотливыми они ни были, останутся всегда недостаточными в этом отношении. Да и сам Р. Вирхов подчеркивал, что патологическую физиологию, т. е. физиологию больного человека, «никогда нельзя будет построить из патологической анатомии». Отсюда патофизиологи делали вывод о необходимости «делать анатомию на живом», широко экспериментировать, применять вивисекцию.
Из русских врачей, оставивших яркий след в истории патологии России, следует назвать И. Е. Дядъковского и его ученика К. В. Лебедева. С их деятельностью связано зарождение материалистических идей в отечественной патологии.
Книга К. В. Лебедева «Общая антропопатология» (1835) является оригинальным трудом, написанным в остро критическом стиле в отношении разнообразных метафизических теорий болезни, имевших тогда широкое распространение.
Зарождение в России П. ф. связано с деятельностью выдающегося отечественного физиолога А. Филомафитского, который с 1835 по 1849 г. возглавлял кафедру «физиологии и общей патологии» в Московском университете. А. Филомафитский впервые в России стал широко применять экспериментальный метод для изучения патогенеза заболеваний. Он настойчиво работал в области переливания крови, экспериментально изучал действие наркотических веществ (совместно с Н. И. Пироговым). С деятельностью А. Филомафиттия патологической физиологии в России. С 1869 г. в русских университетах была утверждена самостоятельная кафедра «Общей патологии».
Большую роль в развитии патологической физиологии в России сыграли А. И. Полунин и М. М. Руднев. Хотя они и были патологоанатомами, но каждый из них читал курс общей патологии, первый в Московском университете, а второй в Медико-хирургической академии в Петербурге. Их научная, преподавательская и литературная деятельность способствовала распространению идей экспериментальной патологии в России.
В отличие от Германии, уже со второй половины 19 в. патологическая физиология в России развивается как экспериментальная наука. И этим она обязана, в первую очередь, деятельности В. В. Пагиутина, который первоначально в Казани (1874), а потом в Петербурге, в Медико-хирургической академии (1879) создал кафедры общей патологии с чисто экспериментальным направлением. В. В. Пашутиным была создана первая научная школа патофизиологов в России, из которой вышел целый ряд ученых-патофизиологов 19 — начала 20 в.: П. М. Алъбицкий, А. В. Репрев, Е. А. Карташевский, П. П. Авроров, Н. В. Веселкин, С. Д. Кастюрин, СМ. Лукьянов, Н. Г. Ушинский и др.
Основные научные направления, в которых работала школа В. В. Пашутина, в которых рядом исследователей были сделаны открытия, имеющие значение и в наст, время: проблема голодания, проблема обмена веществ, газообмена, кислородного голодания. В школе Пашутина были разработаны методические приемы, которые позволили выполнить ряд глубоких исследований по этим проблемам (методика прямой калориметрии, определение газообмена у животных и др.). Выпущенный В. В. Пашутиным курс «Общей и экспериментальной патологии» (патологической физиологии), объединяющий огромный фактический материал, полученный В. В. Пашутиным и его учениками, имел большое значение в развитии патологической физиологии. Независимо от возникновения в Петербурге школы Пашутина в Москве возникла московская школа патофизиологов, созданная А. Б. Фохтом.
Основные проблемы этой школы: патология сердечно-сосудистой системы, экспериментальная эмболия коронарных сосудов, эмболия легочной артерии, отек, водянка и др. Из московской школы патофизиологов вышел ряд профессоров, позднее возглавивших кафедры патологической физиологии в России: В. Линдеман (Киев), Г, П. Сахаров (Москва), А. И. Тальянцев (Москва), Ф. А. Андреев (Минск) и др.
Большую роль в истории отечественной патологической физиологии сыграл В. В. Подвысоцкий. Его исследования касались проблем регенерации железистой ткани, бластоматозного роста, действия холода и др.
Выдающаяся роль в истории патологической физиологии принадлежит великому русскому ученому И.И. Мечникову, который был основоположником эволюционной патологии и разрабатывал основные вопросы патологической физиологии: воспаления, иммунитета, защитных сил организма, вопросы геронтологии и др. Созданное им учение о фагоцитозе и иммунитете до наст, времени не потеряло своего огромного значения, являясь основой наших знаний в этой области.
Для развития отечественной патологической физиологии имела большое значение деятельность отца русской физиологии И. М. Сеченова — создателя монистической материалистической идеи единства физиологических и психических функций в организме. Открытые им факты центрального торможения используются в патологической физиологии для анализа патологических состояний, а высказанная идея о значении тонких молекулярных изменений для патологии (1860) как бы предвосхитила основную идею современной патологии. Учениками И. М. Сеченова были В. В. Пашутин и Н. Г. Ушинский.
В 19 в. техника экспериментирования была еще примитивной, чаще всего применялся острый опыт, выбор объектов для экспериментирования был также ограничен.