История патофизиологии

Закладка и обособление зубных зачатков

Зубы

Особенность строения глоточной миндалины

- эпителий однослойный, многорядный призматический

реснитчатый,

- также инфильтрирован лимфоцитами

- источник развития – прехордальная пластинка эктодермы

 

Функции:

1. орган лимфопоэза

2. орган иммунологической защиты

 

 

 

 

Источники развития:

1. эктодерма

2. мезенхима

 

Стадии развития зуба:

- в части эпителия ротовой полости – от зубной пластинки –

эпителиальные выросты в мезенхиму, которая уплотняется

– эмалевые органы:

а. эпителиальный орган - эктодерма

б. зубной сосочек - мезенхима

в. зубной мешочек – мезенхима

 

2. дифференцировка зубных зачатков:

1. Эпителиальный орган:

а. наружные клетки – рассасывыаются

б. промежуточные (пульпа эмалевого органа) дают

кутикулу зуба

в. внутренние – энамелобласты

 

2 зубной сосочек –

а. клетки мезенхимы рядом с внутренними клетками

эпителиального органа - дентинобласты

б. клетки мезенхимы внутри сосочка - клетки рыхлой

соединительной ткани

 

3 зубной мешочек –

- цементобласты

 

3. гистогенез - образование тканей зуба

- энамелобласты - эмаль

- дентинобласты - дентин

- клетки рыхлой соединительной ткани сосочка – пульпу зуба

- цементобласты - цемент

 

Анатомия: - производные слизистой ротовой полости

- выделяют :

1. коронка – выступающая над десной часть зуба

2. шейка - покрытая десной часть зуба между коронкой и шейкой

3. корень – расположен в костной альвеоле челюсти и фиксирован с помощью циркулярной связки с надкостницей

4. полость зуба, переходящая в корне в канал зуба. Число каналов соответствует числу корней.

 

Строение:

Основные ткани зуба:

1. эмаль

2. дентин

3. цемент

4. пульпа

 

Пульпа:

- в полости и каналах зуба

- рыхлая соединительная ткань

- очень тонкостенные сосуды – стенка легко спадается – легко развивается некроз пульпы зуба

- нервы

- в поверхностном слое около дентина располагаются

одонтобласты:

– клетки пульпы,

– расположены в несколько рядов

– грушевидная форма

– базофильная цитоплазма

– базально расположенное ядро

– от апикальной поверхности отходит длинный отросток, который через дентинный каналец проникает в дентин

 

Дентин:

- основа всех частей зуба

- разновидность костной ткани

- 70 % неорганических веществ (в 4-5 раз мягче эмали)

- развивается из мезенхимы

- основное вещество (как в кости) и радиально расположенные дентинные трубочки, в которых находятся отростки одонтобластов, по которым осуществляется питание дентина

- обызвествление идет в виде зерен, которые сливаются в шаровидные образования - глобулы

- нтерглобулярные пространства – в периферических участках дентина – менее обызвествленные участки

- регенерирует за счет дентинобластов образующих новый необызвествленный дентин – предентин – оксифильно окрашивающаяся полоска дентина между одонтобластами и остальным дентином

 

 

Цемент:

- покрывает дентин корневой части зуба

- представлен грубоволокнистой костной тканью – значительно меньшая прочность

- 50-60% неорганических веществ

- источник развития –мезенхима

- цементоциты и цементобласты, расположены как в кости остеоциты и остеобласты

- в цемент проходят прободающие волокна, обеспечивающие связь зуба и периодонта

 

Эмаль:

- самая прочная часть зуба

- органических веществ всего 2%, 90% - гидроксиапатит

- состоит из эмалевых призм:

- с радиальной ориентацией

- имеющих S-образный ход

- производное энамелобластов,

- на поперечном сечении полигональной формы,

диаметром 3-5 мкм

- призмы склеены между собой межпризменным веществом

- такое же как в призмах, но отличается более низким

уровнем минерализации и ориентацией кристаллов

- по окончании формирования не содержит клеток, а значит ткань не регенерирует

 

 

Патологическая физиология как самостоятельная экспериментальная наука стала оформляться с середины 19 в., но истоки ее в виде умозрительного учения о болезни можно проследить с древнейших времен.

На протяжении веков представления о болезни были чисто метафизическими. В них боролись два направления: виталистическое, рассматривающее болезнь как результат злой внешней силы, и стихийно-материалистическое, склонное трактовать болезнь как естественное явление. Попытка применить экспериментальный метод для изучения болезненных процессов неоднократно делалась на протяжении веков, начиная с Галена, И. Ф. Альбертини, Дж. Гунтера и др. Но экспериментальные методы того времени были чрезвычайно грубы и примитивны, и полученные при их помощи данные об этиологии и патогенезе не сыграли большой роли в становлении патологической физиологии как науки.

В 17 и 18 вв. был выпущен ряд трактатов по вопросам патологии, написанных Гаубием, Людвигом, Франком и другими учеными. Некоторые из этих работ были переведены на русский язык. В целом патология как наука в 17 и 18 вв. была чисто умозрительной.

Ряд открытий в области естествознания и медицины в 16, 17 и 18 вв. подготовили почву для создания экспериментальной физиологии и экспериментальной патологии. Во Франции выдающуюся роль в создании патологической физиологии (экспериментальной патологии) сыграли: Мажанди и его выдающийся ученик К. Бернар, с именем которого связан ряд крупных открытий. К. Бернар был настойчивым и последовательным пропагандистом применения экспериментального метода для изучения патологических процессов. Его лекции по экспериментальной патологии, читанные, охватывали большое количество вопросов патологической физиологии (кровообращение, лихорадка, диабет, идиосинкразии), лекции, посвященные общим вопросам патологии, о значении экспериментального метода в медицине, о роли нервной системы и др. навсегда останутся в истории патологической физиологии как яркий пример зарождения и применения экспериментального метода для изучения патологических процессов. К. Бернар дал толчок к развитию патологической физиологии не только во Франции, но, бесспорно, оказал влияние на развитие патологической физиологии и в других странах. К. Бернар по праву может быть назван в развитии патологии было возникновение учения Р. Вирхова о целлюлярной патологии (1858). До его появления руководящей идеей в патологии была чисто метафизическая теория гуморальной патологии Ро-китанского. Учение Р. Вирхова полностью порывало со спекулятивными метафизическими концепциями и ставило представление о сущности болезней на твердую научную материалистическую базу. Появление учения Вирхова было исторически обусловлено, мысль связать проявления болезни с изменениями в клетках организма, в материальном субстрате,— прогрессивная для своего времени идея — быстро нашла широкое признание и стала основной теоретической концепцией патологии 19 в. Она вдохновила патологов и вызвала к жизни тысячи разнообразных исследований и способствовала поступательному движению медицинской науки. Но передовые физиологи и патофизиологи 19 в. (К. Бернар, И. М. Сеченов и др.), отдавая должное Р. Вирхову как реформатору патологии, видели ограниченность «морфологического направления». К. Бернар указывал, что на патологическую анатомию не надо смотреть как на единственный ключ к болезненным явлениям. Рассматриваемая сама по себе и изолированно, она не может открыть скрытые источники, и чисто анатомические исследования, сколь бы кропотливыми они ни были, останутся всегда недостаточными в этом отношении. Да и сам Р. Вирхов подчеркивал, что патологическую физиологию, т. е. физиологию больного человека, «никогда нельзя будет построить из патологической анатомии». Отсюда патофизиологи делали вывод о необходимости «делать анатомию на живом», широко экспериментировать, применять вивисекцию.

Из русских врачей, оставивших яркий след в истории патологии России, следует назвать И. Е. Дядъковского и его ученика К. В. Лебедева. С их деятельностью связано зарождение материалистических идей в отечественной патологии.

Книга К. В. Лебедева «Общая антропопатология» (1835) является оригинальным трудом, написанным в остро критическом стиле в отношении разнообразных метафизических теорий болезни, имевших тогда широкое распространение.

Зарождение в России П. ф. связано с деятельностью выдающегося отечественного физиолога А. Филомафитского, который с 1835 по 1849 г. возглавлял кафедру «физиологии и общей патологии» в Московском университете. А. Филомафитский впервые в России стал широко применять экспериментальный метод для изучения патогенеза заболеваний. Он настойчиво работал в области переливания крови, экспериментально изучал действие наркотических веществ (совместно с Н. И. Пироговым). С деятельностью А. Филомафиттия патологической физиологии в России. С 1869 г. в русских университетах была утверждена самостоятельная кафедра «Общей патологии».

Большую роль в развитии патологической физиологии в России сыграли А. И. Полунин и М. М. Руднев. Хотя они и были патологоанатомами, но каждый из них читал курс общей патологии, первый в Московском университете, а второй в Медико-хирургической академии в Петербурге. Их научная, преподавательская и литературная деятельность способствовала распространению идей экспериментальной патологии в России.

В отличие от Германии, уже со второй половины 19 в. патологическая физиология в России развивается как экспериментальная наука. И этим она обязана, в первую очередь, деятельности В. В. Пагиутина, который первоначально в Казани (1874), а потом в Петербурге, в Медико-хирургической академии (1879) создал кафедры общей патологии с чисто экспериментальным направлением. В. В. Пашутиным была создана первая научная школа патофизиологов в России, из которой вышел целый ряд ученых-патофизиологов 19 — начала 20 в.: П. М. Алъбицкий, А. В. Репрев, Е. А. Карташевский, П. П. Авроров, Н. В. Веселкин, С. Д. Кастюрин, СМ. Лукьянов, Н. Г. Ушинский и др.

Основные научные направления, в которых работала школа В. В. Пашутина, в которых рядом исследователей были сделаны открытия, имеющие значение и в наст, время: проблема голодания, проблема обмена веществ, газообмена, кислородного голодания. В школе Пашутина были разработаны методические приемы, которые позволили выполнить ряд глубоких исследований по этим проблемам (методика прямой калориметрии, определение газообмена у животных и др.). Выпущенный В. В. Пашутиным курс «Общей и экспериментальной патологии» (патологической физиологии), объединяющий огромный фактический материал, полученный В. В. Пашутиным и его учениками, имел большое значение в развитии патологической физиологии. Независимо от возникновения в Петербурге школы Пашутина в Москве возникла московская школа патофизиологов, созданная А. Б. Фохтом.

Основные проблемы этой школы: патология сердечно-сосудистой системы, экспериментальная эмболия коронарных сосудов, эмболия легочной артерии, отек, водянка и др. Из московской школы патофизиологов вышел ряд профессоров, позднее возглавивших кафедры патологической физиологии в России: В. Линдеман (Киев), Г, П. Сахаров (Москва), А. И. Тальянцев (Москва), Ф. А. Андреев (Минск) и др.

Большую роль в истории отечественной патологической физиологии сыграл В. В. Подвысоцкий. Его исследования касались проблем регенерации железистой ткани, бластоматозного роста, действия холода и др.

Выдающаяся роль в истории патологической физиологии принадлежит великому русскому ученому И.И. Мечникову, который был основоположником эволюционной патологии и разрабатывал основные вопросы патологической физиологии: воспаления, иммунитета, защитных сил организма, вопросы геронтологии и др. Созданное им учение о фагоцитозе и иммунитете до наст, времени не потеряло своего огромного значения, являясь основой наших знаний в этой области.

Для развития отечественной патологической физиологии имела большое значение деятельность отца русской физиологии И. М. Сеченова — создателя монистической материалистической идеи единства физиологических и психических функций в организме. Открытые им факты центрального торможения используются в патологической физиологии для анализа патологических состояний, а высказанная идея о значении тонких молекулярных изменений для патологии (1860) как бы предвосхитила основную идею современной патологии. Учениками И. М. Сеченова были В. В. Пашутин и Н. Г. Ушинский.

В 19 в. техника экспериментирования была еще примитивной, чаще всего применялся острый опыт, выбор объектов для экспериментирования был также ограничен.