Инерционный сценарий

Выбор направления решения системной проблемы

Разрешение сформулированного выше системного противоречия, связанного с позиционированием российского сектора исследований и разработок, может осуществляться как в рамках модернизированного инерционного сценария, так и в рамках активного сценария, предусматривающего существенное изменение государственной политики в сфере науки и инноваций, перехода от практики консервации и сохранения интеллектуального потенциала к его активному использованию для развития российской экономики и общества.

Сценарий основывается на предположении о возможности увеличения притока ресурсов в сектор исследований и разработок и экстенсивном развитии существующих позитивных тенденций.

В рамках данного сценария сохраняются две практически независимые тенденции:

ориентация сектора исследований и разработок на создание технологической основы для модернизации широкого круга отраслей российской экономики;

де-факто ориентация отраслей на модернизацию преимущественно на базе импортных технологий.

В рамках инерционного сценария возможно дальнейшее развитие этих тенденций. Основные элементы возможного плана действий по их усилению представлены ниже.

1. Развитие работ по созданию технологий, ориентированных на технологическую модернизацию широкого круга отраслей реального сектора российской экономики:

концентрация ресурсов на разработке технологий для секторов экономики, имеющих рыночные перспективы, при наличии научных и технологических заделов;

государственная поддержка экономических субъектов в этих секторах на период разработки отечественных технологий;

реорганизация сектора исследований и разработок для расширения его возможностей по реализации широкомасштабных технологических программ.

Стимулирование технологической модернизации российской экономики преимущественно на основе внедрения зарубежных технологий:

создание благоприятных условий для размещения зарубежных технологий на территории России, включая развитую инфраструктуру и правовое обеспечение;

обеспечение модернизации системы образования с ориентацией на внедрение зарубежных технологий;

использование сферы исследований и разработок, прежде всего, для улучшения качества системы образования в интересах развития импортируемых технологий.