Отзыв депутатов и выборных должностных лиц
Законодательство Российской Федерации и субъектов РФ об отзыве выборных лиц, о народной правотворческой инициативе, об обращениях (петициях), о публичных слушаниях. Проблема наказов избирателей.
Общественное обсуждение проектов законов Российской Федерации
Общественное обсуждение проектов законов Российской Федерации – достаточно известный конституционно-правовое институт. Еще в советский период всенародные обсуждения законодательно предусматривались. В частности, действовали:
Закон СССР 1988 года «О всенародном обсуждении важных вопросом государственной жизни»;
20 апреля 1988 года Закон РСФСР «О народном обсуждении важных вопросом государственной жизни»(Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1988. № 17. Ст. 540).
Такие обсуждения проводились не очень часто. Но они были обязательными при обсуждении проектов конституций. В частности, масштабным было обсуждение проекта Конституции СССР в 1977 году. Поскольку РСФСР была одной из республик в составе СССР, на ее территории шло широкое обсуждение союзной Конституции, а обсуждение проекта своей Конституции было гораздо скромнее.
Обсуждение проектов законов Российской Федерации предусмотрено для наших дней как институт непосредственной демократии. В Регламенте Государственной Думы говорится (п. 6 ст. 119): «Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении». Однако Государственная Дума ни разу не принимала решения на этот счет.
9 февраля 2011 г.Импульс данному вопросу дал третий Президент Российской Федерации, издав Указ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» (Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 939). В Указе говорится:
«В целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов постановляю:
1. Установить, что:
а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации (далее - законопроекты), по решению Президента Российской Федерации могут быть вынесены на общественное обсуждение;
б) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации федеральным государственным органам, разработавшим законопроект (принимавшим участие в его разработке), вынесенный на общественное обсуждение:
размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение;
обеспечивать гражданам, принимающим участие в общественном обсуждении законопроекта, возможность ознакомиться с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по законопроекту;
по истечении 90 дней со дня завершения общественного обсуждения законопроекта представлять Президенту Российской Федерации доклад о результатах его обсуждения».
Возникает один важный теоретический вопрос: надо различать общественное обсуждение проектов законов как часть законотворческого процесса и общественное обсуждение проектов законов как часть законодательного процесса.
Если исходить из того, что записано в Регламенте Государственной Думы, всенародное обсуждение становится частью законодательного процесса. Если исходить из приведенного Указа от 9 февраля 2011 года, обозначенное в Указе обсуждение есть только шаг на стадии подготовки законопроекта(что прямо обозначено в Преамбуле, предпринимаемый в процессе законотворчества в период до внесения законопроекта в Государственную Думу.
Правда, в данном случае возникает вопросы: насколько обязательны результаты такого предварительного обсуждения, проводившегося по инициативе Президента РФ, для исходящего от него законопроекта; насколько они обязательны для Государственной Думы, куда внесен законопроект; означает ли это невозможность решения Государственной Думы после первого чтения вынести все-таки законопроект на всенародное обсуждение; и в конце концов – чем отличается в наши дни народное обсуждение от всенародного обсуждения, когда ясно, что в обоих случаях технологии будут сходными и в основном поостренными на интернетресурсах?
Продолжим информационный обзор. Свои идеи насчет широкого использования Интернета и проведения на этой основе обсуждения как законопроектов, так и идей, предложений о законопроектах, продолжил Президент РФ В.В. Путин как в своих программных статьях в качестве претендента на этот пост, так и действующего Президента РФ.
7 мая 2012 г. Этим днем датированы многие указы Президента Российской Федерации, нацеленные на реализацию его предвыборной программы, излагавшейся в статья на страницах разных газет. В числе актов - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Президент поручил Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию следующих мероприятий:
а) до 1 сентября 2012 г. сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения, имея в виду:
создание единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, ходе и результатах их общественного обсуждения;
использование федеральными органами исполнительной власти в целях общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов различных форм публичных консультаций, включая ведомственные ресурсы и специализированные ресурсы в сети Интернет;
предоставление не менее 60 дней для проведения публичных консультаций;
обязательное обобщение федеральными органами исполнительной власти - разработчиками проектов нормативных правовых актов результатов публичных консультаций и размещение соответствующей информации на едином ресурсе в сети Интернет;
б) до 1 сентября 2012 г. обеспечить повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, в том числе определить состав информации, подлежащей обязательному опубликованию, и установить ответственность за неисполнение предусмотренных требований;
в) до 1 сентября 2012 г. утвердить концепцию "российской общественной инициативы", предусматривающую:
создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 апреля 2013 г.;
рассмотрение указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года, в Правительстве Российской Федерации после проработки этих предложений экспертной рабочей группой с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества;
Из актов, принятых Правительством Российской Федерации в порядке реализации инициатив Президента Российской Федерации, особенно интересны два документа.
25 августа 2012 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.12.2012 № 1334). В постановлении говорится, в частности, что
информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
выбор форм общественного обсуждения, включая принятие решения об использовании ведомственных ресурсов и специализированных ресурсов в сети "Интернет", осуществляется федеральным органом исполнительной власти с учетом правил, устанавливающих минимальные требования к организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов;
федеральные органы исполнительной власти размещают информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения до 15 апреля 2013 г. на своих официальных сайтах в сети "Интернет", с 15 апреля 2013 г. - на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет";
Тем же постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. утверждены «Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.12.2012 № 1334). В этом документе в принципе повторяются требования о необходимости вынесения проектов нормативных правовых актов на общественное обсуждение и о сроках – не менее 60 дней по проектам федеральных конституционных законов; проектов федеральных законов по вопросам: защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; установления размеров публичных нормативных обязательств, а также порядка их индексации и исполнения; проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; проектов постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров публичных нормативных обязательств, а также порядка их индексации и исполнения. Согласно Правилам проекты новых государственных программ Российской Федерации и новых федеральных целевых программ также подлежат общественному обсуждению, общий срок которого не может составлять менее 60 календарных дней.
Общественный совет при разработчике вправе определить перечень иных проектов нормативных правовых актов разработчика, общий срок общественного обсуждения которых не может составлять менее 60 календарных дней.
Порядок регистрации проектов на официальном сайте и пользования им устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации.
Разработчик рассматривает предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения уведомления. Разработчик не позднее 60 календарных дней со дня окончания срока общественного обсуждения уведомления размещает на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения уведомления, с указанием позиции разработчика.
Разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, и не позднее дня направления проекта нормативного правового акта на согласование с федеральными органами исполнительной власти разместить на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, с указанием позиции разработчика. Доработанный с учетом предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения, проект нормативного правового акта с соответствующими материалами, указанными в Правилах, и копиями наиболее значимых, по мнению разработчика, предложений направляется разработчиком в установленном порядке на согласование.
Разработчиком в течение 10 календарных дней со дня принятия решения по проекту нормативного правового акта на официальном сайте размещается информация о результатах его рассмотрения Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также о направлении подписанного нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
27 августа 2012 г. В порядке реализации поручения Президента27 августа 2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию «Российской общественной инициативы».
Она размещена в Интернете, где именуется«Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года».
Кратко анализируя положения документа, отметим следующее:
II. Принципы «российской общественной инициативы»
2. Создание условий для реализации «российской общественной инициативы» основывается на следующих принципах:
а) принцип законности, который предполагает, что предложение гражданина Российской Федерации в рамках «российской общественной инициативы» (далее соответственно - гражданин, предложение) не должно нарушать свободы, права и законные интересы других лиц.
Механизм «российской общественной инициативы» не должен подменять собой иные установленные законом процедуры участия граждан в управлении делами государства. В частности, следует ограничить возможность применения механизма «российской общественной инициативы» по вопросам, которые не могут выноситься на референдум в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».
Реализация принципа законности потребует проведения предварительной экспертизы выдвигаемого предложения до размещения этого предложения с использованием общедоступного специализированного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - специализированный ресурс);
б) принцип открытости, который предполагает создание и свободное использование специализированного ресурса, что обеспечивает открытый доступ любых заинтересованных лиц к размещенным предложениям, возможность ознакомления с результатами голосования, а также со всеми решениями, принятыми в отношении выдвигаемых предложений.
Принцип открытости предполагает также запрет на выдвижение анонимного предложения. Обеспечение идентификации инициатора предложения предполагается осуществлять с использованием единой системы идентификации личности в рамках федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - Единая система идентификации и аутентификации).
Регистрация пользователей с использованием указанной системы позволит обеспечить участие в выдвижении предложений и голосовании за них исключительно граждан, достигших 18 лет;
в) принцип обязательности рассмотрения, который предполагает, что все предложения, выраженные с использованием средств специализированного ресурса, поддержанные в течение одного года не менее 100 тыс. граждан, подлежат обязательному рассмотрению рабочей группой при Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства (далее - рабочая группа);
г) принцип доступности, который предполагает как исключение завышенных требований к содержанию и оформлению предложения, так и наличие требований, обеспечивающих ясность и недвусмысленность толкования этого предложения при рассмотрении другими гражданами, органами государственной власти и иными органами и организациями. Принцип доступности предполагает также разработку Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требований, обеспечивающих доступ к специализированному ресурсу для граждан с ограниченными физическими возможностями, использование мобильных приложений, а также наличие подробных и простых для понимания инструкций по работе со специализированным ресурсом.
III. Процедура осуществления «российской общественной инициативы»
3. Процедура осуществления «российской общественной инициативы» предусматривает следующие этапы:
а) публичное представление предложения, в том числе: направление гражданином предложения с использованием
специализированного ресурса;
проведение предварительной экспертизы предложения оператором специализированного ресурса, принятие им решения о размещении предложения с использованием специализированного ресурса в разделе для голосования либо об отказе в его размещении;
голосование за предложение с использованием специализированного ресурса;
подведение итогов голосования по предложению и направление оператором специализированного ресурса предложения в рабочую группу либо снятие предложения с голосования;
б) рассмотрение предложения рабочей группой и принятие решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения;
в) разработка федеральным органом исполнительной власти проекта нормативного правового акта, направленного на реализацию предложения;
г) принятие федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или иного решения, либо внесение Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, либо представление проектов распоряжений и указов Президенту Российской Федерации.
IV. Публичное представление предложения
4. Направление гражданином предложения осуществляется посредством заполнения специальной формы с использованием специализированного ресурса. Инициатором предложения является гражданин, авторизованный с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (далее - инициатор предложения).
5. Оператор специализированного ресурса выбирается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Оператор специализированного ресурса осуществляет:
а) техническое обеспечение работы специализированного ресурса;
б) направление предложения в рабочую группу в случае поддержки предложения не менее 100 тыс. голосов «за»;
в) регулярное направление в рабочую группу результатов мониторинга поступивших предложений;
г) разъяснительную работу по функционированию специализированного ресурса.
7. Предложение гражданина подлежит предварительной экспертизе оператором специализированного ресурса на предмет соответствия следующим требованиям:
а) предложение представляется на русском языке;
б) предложение не содержит нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью других лиц, призывов к осуществлению экстремистской деятельности;
в) предложение содержит описание проблемы, которую предлагается решить, вариант (варианты) ее решения, обоснование предлагаемых решений.
8. На голосование с использованием специализированного ресурса не выносятся:
а) предложения, противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права;
б) предложения, аналогичные предложению, которое ранее было выдвинуто для голосования с использованием специализированного ресурса и в отношении которого голосование не завершено;
в) предложения по вопросам, предусмотренным частью 5 статьи 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»;
г) предложения, не соответствующие требованиям, содержащимся в настоящей Концепции.
9. По результатам предварительной экспертизы оператор специализированного ресурса направляет инициатору предложения в электронном виде уведомление о размещении предложения с использованием специализированного ресурса и начале процедуры голосования либо об отказе в его размещении.
10. Инициатор предложения, получивший отказ в размещении его предложения для голосования, может повторно представить указанное предложение для размещения с использованием специализированного ресурса после устранения указанных оператором несоответствий.
11. В случае выдвижения предложения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью других лиц, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, инициатор предложения ограничивается в возможности выдвигать предложения с использованием специализированного ресурса, о чем он уведомляется в электронном виде.
12. Голосование за предложение с использованием специализированного ресурса начинается в день принятия решения о размещении этого предложения для голосования и проводится в течение одного года.
13. Система голосования с использованием специализированного ресурса организуется по принципу «один человек - один голос» таким образом, чтобы граждане имели возможность проголосовать как за предложение, так и против него.
14. Если предложение содержало 2 и более варианта решения поставленной в нем проблемы, на альтернативное голосование выносятся все предложенные варианты.
15. Поддержанным считается предложение, которое в течение одного года после его размещения с использованием специализированного ресурса собрало 100 тыс. голосов и более «за». В случае если на альтернативное голосование было вынесено несколько вариантов решения проблемы, поставленной в предложении, предложение считается поддержанным, если хотя бы один из указанных вариантов получил в течение одного года не менее 100 тыс. голосов «за».
Предложение, не набравшее в течение одного года 100 тыс. голосов «за», считается не поддержанным и снимается с голосования.
V. Экспертиза предложения и принятие решения о целесообразности разработки проекта нормативного правового акта или иного решения
16. После того как предложение собрало не менее 100 тыс. голосов «за», оно направляется оператором специализированного ресурса в рабочую группу для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения.
17. При направлении предложения в рабочую группу оператор специализированного ресурса указывает следующую информацию:
а) данные инициатора предложения, указанные при регистрации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации;
б) количество голосов «за», направленных в поддержку предложения, с указанием периода, в течение которого указанные голоса были собраны;
в) количество голосов «против» предложения с указанием периода, в течение которого указанные голоса были собраны.
18. В целях проведения экспертизы, указанной в пункте 16 настоящей Концепции, создается рабочая группа.
Состав рабочей группы и регламент ее деятельности утверждаются Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.
Рабочая группа для осуществления своей деятельности может привлекать представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества, а также экспертов.
19. По результатам рассмотрения предложения рабочая группа принимает решение о необходимости разработки проекта нормативного правового акта или иного решения, направленного на реализацию предложения. В случае принятия рабочей группой решения о поддержке предложения ее руководитель докладывает на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства о принятом решении. Указанная Комиссия направляет протокол в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.
20. Протокол заседания рабочей группы, на котором рассматривалось предложение, и протокол заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства размещаются с использованием специализированного ресурса.
VI. Разработка проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения
21. Разработка и общественное обсуждение проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Проект нормативного правового акта, подготовленный на основании предложения, размещается с использованием специализированного ресурса.
Говоря об эволюции этой части российского конституционного законодательства, можно констатировать следующее:
Федеральный уровень:
Государственная Дума. Отзыв депутатов Государственной Думы не предусматривался и не предусматривается. Причин можно видеть две: 1) при избрании депутатов – частично или полного состава по партийным спискам отзыв невозможен тех, кто избран по спискам, соответственно введение отзыва тех, кто избирался по округам, поставило бы депутатов в неравноправное положение; 2) в России на федеральном уровне было решено полностью отказаться от принципа императивного депутатского мандата, который как раз предполагает возможность отзыва. На деле вместо этого сегодня существует полная Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, зависимость депутата от своей политической партии, поскольку выход из партии или из ее списка в Государственной Думе влечет прекращение полномочий депутата по решению Государственной Думы.
Совет Федерации. Поскольку нет прямых выборов членов этой палаты, не возникает и вопроса об отзыве. Однако Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации допускает досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации по решению того органа, который делегировал его в Совет Федерации. Так или иначе при недовольстве его работой это скрытая форма отзыва.
Президент Российской Федерации. Избирается путем прямых выборов гражданами Российской Федерации. Возможности отзыва не предусмотрено.
Субъекты Российской Федерации:
Депутат законодательного собрания. Вопрос об отзыве мог ставиться (и это было в законодательстве некоторых субъектов РФ) при системе избрания депутатов исключительно по избирательным округам. Но большинство субъектов не предусматривали институт отзыва этих депутатов. С введением избрания не менее половины депутатов законодательных собраний по партийным спискам вопрос об отзыве автоматически был снят.
Глава исполнительной власти субъекта РФ. Динамика регулирования вопроса о возможности досрочного прекращения его полномочий по воле (голосованию) избирателей такова. Отдельные субъекты Российской Федерации в 90-х годах предусматривали голосование населения по вопросу о доверии (недоверии) избранному населением главе субъекта. Поводом могла быть неудовлетворенность его деятельностью, ее неэффективность. Поскольку этот довод не очень определенный, мог иметь в основе субъективный фактор, к тому же требовали большие организационные усилия по сбору подписей граждан в пользу проведения голосования, особого распространения практика таких голосования не получила. К тому же возникла конституционно-правовая неясность по поводу последствий: если большинство проголосовавших высказалось за недоверие, означает ли это прекращение полномочий или обязывает главу подать в отставку, и как быть, если он этого не сделает.
Поэтому Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сделал выбор в пользу введения как избрания, так и отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации путем голосования избирателей данного субъекта РФ. Но с 2004 г. прямые выборы были заменены на приведением к должности высшего должностного лица посредством решения законодательного собрания субъекта РФ, соответственно и отзыв был отменен. В 2012 г. вновь восстановлены прямые выборы глав населением, соответственно восстановлен и отзыв главы по решению избирателей. В 2013 г. предлагается отдать вопрос том, каким путем приводить главу к должности, на усмотрение самих субъектов. Одни могут оставить прямые выборы и соответственно отзыв. Другие откажутся от прямых выборов, значит и отменят отзыв. Главы субъектов окажутся в неравном положении, однако субъекты формально самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их ведению.
Местное самоуправление.
В местном самоуправлении постоянно предусматривался такой институт непосредственной демократии, как отзыв депутатов, выборных должностных лиц муниципальных образований голосованием населения. Есть он и в действующем Федеральном законе 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», был и в ранее действовавшем Законе 1995 года с аналогичным названием.
В Законе 2003 г. есть статья 24 «Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования».
Согласно ч. 1 названной статьи: «Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
В части 2 определены основания для отзыва: «Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке». Кроме того, там же сказано: «Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе)».
В связи с тем, что сейчас предпринимаются попытки ввести муниципальные выборы также по партийным спискам, в 2011 году в статью 24 включена ч. 2.1 следующего содержания: «2.1. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется» (часть 2.1 введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 38-ФЗ).
Таким образом, сделан существенный шаг на пути отказа от отзыва как института непосредственной демократии на муниципальном уровне.