В XVI – середина XVIII вв. происходит становление государственной системы благотворительности в Западной Европе.
Складывание нового типа человека. Д. Дефо: богатство – лучший способ воспитания нравственности. В позднем средневековье церковно-монастырская система благотворительности становится всё менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Эпидемии чумы обострили социальные проблемы. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Создаётся новая система призрения, законодательно регулируемая государством. В Англии в 1349 г. принят статут рабочих и введена должность мировых судей. В XV-XVI вв. формируется церковно-приходская система призрения. В функции приходов отошла поддержка бедных. Выделены три этапа становления светской системы социальной помощи: 1. 1514-1568 гг.В 1601 г. издан ряд законов об общественных налогах в пользу бедных, что позволяло концентрировать и распределять милостыню в церковных приходах. Во Франции распределением благотворительной помощи занимались молитвенно-обрядовые братства через организацию «столов для бедных», существовавших на добровольные пожертвования. Ведётся борьба с бродяжничеством (ссылка на галеры, привлечение к общественным работам). Эдикт 1519 г. – создана Королевская служба подаяний (контролировала госпитали). Запрет публичного нищенства, города обязаны помогать своим беднякам. В 1535 г. утвержден ряд мер новой социальной политики. В Нидерландах образуются институты социальной помощи в виде соседств, собиравших соседей для помощи друг другу, празднования, уборки улиц, тушения пожаров и т.д. Они осуществляли функцию контроля. Классическими примерами государственного вмешательства в основы социальной помощи стали эдикты императора Священной Римской империи Карла V (1519-1556 гг.) 1530 и 1531 гг. В них были чётко определены основные принципы социальной реформы: 1530 г. – местные муниципалитеты должны были ввести строжайший контроль за своими нищими и бродягами, некоторые послабления допускались в отношении больных и немощных, дети нищих привлекались к работе в торговле и местном производстве, города должны были снабжать продовольствием и давать приют своим беднякам, нищенство за пределами родного города запрещалось, местные власти контролировали монастырские госпитали; 1531 г. запрет на прошение милостыни, его нарушение каралось тюремным заключением, разрешалась лишь милостыня заключённым и прокаженным, организация при церковных приходах городских фондов помощи убогим нищим, во главе которых стояли комитеты, возглавляемые представителями церкви и местных властей, введён светский контроль за распределением милостыни, перепись нищих, работоспособным нищим и их детям предоставлялась работа, борьба с бродяжничеством, высылка чужих нищих. Таким образом, вопросы социального призрения из-под ведения церкви переходят в сферу государственного управления, одновременно формируя новое представление о месте неимущего в обществе.
Период XVI-XVII вв. характеризуется распространением «охоты на ведьм», в число которых зачастую входили душевнобольные, калеки, одинокие и престарелые женщины, вдовы, деревенские дурачки и т.д. Цель охоты на ведьм – сохранить видимость социального равновесия в деревне, способ отвлечь внимание крестьян от имущественных и социальных противоречий. Гонения на ведьм тесно увязываются с кризисом традиционной морали, общинного призрения. Бедняков, которым традиционно должна была оказываться помощь, община воспринимала как материальное и моральное бремя и угрозу порядку.
Лепрозории к XVI в. приходят в запустение, а затем превращаются в богатейших собственников. Вырученные от лепрозориев средства шли на поддержку впавших в нужду дворян и увечных солдат, пропитание для бедняков. С 1693 по 1695 гг. имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. Все благотворительные заведения и больницы были переданы в ведение городских властей.
Проказа отступила, а образ прокажённого и отвергнутого сохранился в сознании и был перенесён на бедняков, бродяг, венерических больных, преступников и безумных. В XIII-XIV вв. появляются бегинажи (монастыри раскаявшихся проституток). Опасность венерических заболеваний вызвала борьбу с уличной проституцией, в качестве мер борьбы были созданы публичные дома (бордели), а в отношении проституток были утверждены особые строгости.
После эпидемии венерических заболеваний на смену ей пришло безумие. К умалишённым отношение было неоднозначным. Безумных изгоняли из городов, не пускали в церкви. Выделяются категории умалишённых. Буйных умалишённых заточали в специальных госпиталях, остальных помещали в специальные больницы или вывозили в деревни. С другой стороны, в эпоху Возрождения само безумие обрело новый лик, став неотделимо от разума. Безумие становится тяжким, но сущностно важным моментом в неустанных исканиях разума, и в нем являет себя торжествующий разум. В средневековье возникает такая сфера призрения как попечительство об умалишённых.
Создаются госпитали для всех категорий населения и спецотряды стражи для борьбы с уличным нищенством и богадельни-тюрьмы. Также с XVII в. повсеместно открываются благотворительные школы, созданные в католических приходах.
На протяжении XVI-XVII вв. меняется и отношение к нищенству, в том числе и со стороны церкви. Возрождение лишило нищего его мистического ореола праведности: бедность утратила свой абсолютный смысл, а милосердие ту ценность, которую ему придавала помощь бедности. Таким образом, бедность – это кара Божья, а нищий обречён навлекать на себя лишь недовольство Господа, ибо он проклят Им. Церковь меняет отношение к нищим по следующим причинам: 1. обилие милостыни привлекало в города толпы бродяг, которые оккупировали улицы, сбивались в шайки и контролировали рынок милостыни; стремление идти в ногу со временем и интегрировать новую концепцию помощи в рамки традиционной христианской доктрины (устраиваются сиротские приюты, нищенство запрещено, отдача детей на обучение и кормление в семьи). В XVII в. кардинально меняются критерии бедности: на первый план выходят трудящиеся пауперизированные семьи – городские жители, обедневшие по причине недостаточного спроса на рабочую силу или в результате низкой зарплаты. Им оказывается временная помощь, а постоянную – получали лишь нетрудоспособные престарелые и неизлечимо больные. Проводятся переписи бедняков. Запрет бродяжничества и охота на бродяг. Тандем церкви и местных властей в распределении помощи нуждающимся. Папский эдикт 1561 г. запрещал нищим, но не бродягам просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания и отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи больным и немощным. Все нищие, бродяги и лица без определённых занятий были собраны и распределены на категории: больных направили в госпитали, трудоспособным предоставили работу. Создаются зоны бедности с целью упорядочить раздачу милостыни. Тенденция поместить нищих в отдельном месте и запретить уличное нищенство развивается и доминирует в социальной политике. Строятся изоляторы для нищих, приюты. Подобные приюты создаются для сирот и стариков. Создавались работные и исправительные дома для всех и в первую очередь, для здоровых нищих.
Таким образом, в рационалистический век отношение к бедным и больным меняется, признавая, что их положение – кара за грехи. Чтобы нищенство уничтожить, его нужно было наказать, в чём требовалось активное вмешательство государства в дела призрения. Со временем формируется новая социальная политика, включающая в себя 1. стремление трудоустроить «здоровых» бедняков и бродяг, подкреплённое репрессиями и 2. организацию централизованной системы помощи.