Особенности творчества

Его произведения привлекают остротой нравственной проблематики, постановкой «вечных проблем».

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Герои его произведений - это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. Простой русский дом – та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Особенно удаются В. Распутину женские образы. Для прорисовки характеров писатель широко использует внутренние монологи. Он чуток к оттенкам народной речи, знает деревенский быт.
Он мог бы писать многотомные романы, потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой, но Распутин предпочел убедительную краткость.

Большое внимание уделял писатель теме природы. Красоту края, очарование природы мы можем видеть в каждом произведении автора. Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, способность чувствовать окружающий мир, несомненно, черпается из опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного с ней контакта.
Распутин практически во всех своих произведениях обращается к теме русской деревни, т.к. именно в деревне живут люди - хранители традиций народа, его памяти и духа.

Повесть «Прощание с Матёрой»

Деревня его детства Атамановка сама оказалась на дне Братского моря. Писатель очень любил свою деревню, да и как не любить свою родину, место, где ты родился.

В этой повестиписатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, показав десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Сильные духом и крепкие здоровьем, они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу.

Островок Матера состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре. Деревня, обитающая на этом острове, повидала на своем веку многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой. Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и с другой протоки. Худо-бедно жила деревня, отделенная от внешнего мира быстротечной водой Ангары. Здесь росли ребятишки, гуляли молодые, доживали свой век старые.
Но вот страшное известие сотрясло мирную деревушку: строившаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит деревню Матера. Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой семье дом в новом поселке городского типа и в скором времени все должны были переселиться.

Одни были рады предстоящей смене обстановки и не скрывали этого, в большинстве своем молодежь была рада переселению, ведь не было у них за плечами тех лет жизни на острове Матера, как, например, у старшего поколения.
Другие не могут с лёгкостью покинуть обжитое место. Самая старая в деревне — старушка Дарья, для нее переселение смерти подобно. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи.

Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать. Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище.

Сцена разрушения кладбища - своеобразная завязка повести. Она многозначна. Символично, что весть о разрушении кладбища принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе, как своеобразный дух Матеры (живет он на острове, одному богу известно сколько). Это как бы посланец бессловесной природы, ее дух. Старики до этого безропотно все сносившие, предпринимают активные действия. Ведь кладбище -это святыня. Разорители ведут себя как чужестранцы, равнодушно рубят кресты, тумбочки, оградки. "Мне приказали - я делаю", - говорит один из мужиков, - нужны мне ваши покойники". Вот это и страшно, ведь неуважение к предкам - высшее проявление безнравственности. В отношении к мертвым проявляются чувства живых: благодарность, любовь, уважение, долг.

В этой сцене ставятся многие проблемы: памяти, связи поколений, совести. Без памяти, без совести прожить нельзя, считает Распутин. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности" писал еще Пушкин.

Распутин, размышляя об этом, показывает несколько Поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительсво плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память - это плохо, без нее лучше.

Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей будут созидать, разрушая, и когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает: что за разрушение платят деньги.

Возможно и старухи, и Богодул умрут вместе со своей родиной. Трагизм происходящего подчеркивается жалобным воем Хозяина острова, словно он оплакивает разрушенную жизнь. Для людей, живших на острове, особенно для Дарьи, земля - поилица, кормилица. И ее нужно любить, обихаживать. Земля дается человеку лишь на время, ее необходимо передать следующим поколениям. "Если земля - территория и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю, Родину - освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?" Такие размышления вызывает повесть В.Распутина.

"Прощание с Матерой" - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Понятно, что герои Распутина не могут противостоять обстоятельствам, но у них другое предназначение: они напоминают нам, как важно помнить о своих корнях, любить свою "малую родину", задумываться о смысле жизни, не нарушать нравственных и природных законов.