Лекция 9. Игры животных

III. Уровни мнемической функции

Необходимость рассматривать функцию памяти как многоуровневый процесс становится очевидной, когда мы обращаемся к анализу отдельных психических функций, их развития как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Была сделана попытка определить уровни мнемической функции в эволюционном плане. При этом, было обнаружено, что различные типы и формы памяти представляют собой уровни мнемической функции, которые возникают на определенных стадиях эволюции от низших к высшим организмам.

Выделяют 7 последовательных уровней, которые составляют 3 ступени.

 

Вид памяти Уровень Характеристика
Видовая память Генетический Биохимические реакции (наследственная информация закодирована с помощью молекулярной организации ДНК)
Индивидуальная память Морфологический   Привыкание – краткое сохранение, запоминание следов Таксисы. Обратная сторона запоминания – забывание: исчезновение или прекращение биологической реакции на уровне популяции
Нейрональный - возникает с появлением многоклеточных организмов, развитие которых связано с возникновением н.с. Условные связи, навыки Безусловные рефлексы
Нейропсихический – существенной увеличение возможностей памяти, механизмы обеспечения функции памяти становятся более совершенными Условные рефлексы Безусловные рефлексы, инстинкты
Нейропсихический высшего порядка (ассоциации). Возникает такое свойство памяти как передача опыта Условные рефлексы второго и высшего порядков Безусловные рефлексы, инстинкты
Социальная память: сигналы Стадно-биологический Подражание (способность к подражанию является врожденной, но конкретное подражание носит характер индивидуального приспособления Безусловные рефлексы, инстинкты
Знаки Общественно-исторический - коллективный тип памяти Речевое подражание Безусловные рефлексы, инстинкты

 

Игры животных и игры детей.Игры животных - комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно молодых животных), не имеющих улитарного значения (действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение животных, не приводящее к биологически значимым результатам).

Различия.Игры животных и игры людей совсем иного качества. Так, игры детей по своей природе и по своему содержанию социальны, по мнению Д.Б. Эльконина - известного специалиста по психологии игры, «...она возникает из условий жизни ребенка в обществе, в ней воссоздаются социальные отношения между людьми ....», то, есть, играя, дети в меру своего детского понимания воспроизводят жизнь взрослых: их труд, быт, творчество, семейную жизнь, общение, но все это лишь «как бы», без тех жизненно необходимых результатов, на достижение которых, направлена деятельность взрослых людей. При этом дети овладевают «широким миром человеческих предметов», говоря словами выдающегося отечественного психолога А.И. Леонтьева, «человеческим отношением к предметам», что открывает ребенку «путь осознания человеческого отношения к предметам, то есть человеческого действия с ними».

Сходства.Но в наиболее простых и ранних детских играх можно обнаружить некоторые черты общности.

Это относится и к внешнему сходству форм выполнения ряда подвижных игр, и к включению в игровые действия замещающих предметов (и животное пользуется «игрушками») или игровых партнеров. А при более сложных играх в обоих случаях «проигрываются сценки, аналогичные эпизодам предстоящей взрослой жизни, причем, для этого играющими создаются условные ситуации, в которых они подражают поведению взрослых.

Другое сходство - игра выполняется в «зоне безопасности» - под защитой родительской особи. Следовательно, игры возможны лишь в условиях высокоразвитой заботы о потомстве. Хотя эта забота у людей и животных осуществляется по-разному. Даже самые ранние игры детей формируются под сознательным, воспитывающим воздействием взрослых в условиях постоянного общения с ними, которое позднее приобретает развитый речевой характер.

Родители направляют детскую игру в русло, приводящее к освоению предметов человеческого обихода и к социальной ориентации поведения ребенка. Этим же путем происходит (с помощью речи) начинается передача общественно-исторического опыта от одного поколения к следующему. В жизни и в играх животных этого ничего нет.