Как вести конспект лекции

РАБОТА НА ЛЕКЦИИ

Три большие нерешенные проблемы

Основные проблемы, с которыми сталкивается традиционная этика, восходят к регулированию трех ключевых областей, относящихся к новым технологиям:

ü вознаграждение за творческую работу (в большей степени относится к авторскому праву);

ü защита персональных данных и индивидуальной сферы жизни;

ü цензура(входит в понятие философской этики, согласно классификации Тавани).

В то время, как две последние области обрели множество новых аспектов, первая область переживает по-настоящему кардинальные перемены (подробнее об этом речь пойдет позже).

В дополнение к сказанному ранее, мы обнаруживаем появление ряда абсолютно новых этических проблем. Например, захват/регистрация доменных имен с целью спекулятивной перепродажи (например, estonia.com или ibmestonia.net). С одной стороны, это «честная игра», т.к. все имеют равные права на регистрацию уникальных доменов (за исключением зарезервированных, правительственных и т.п. доменов). С другой стороны, у людей, оказавшихся в такой ситуации, возникает двойная проблема – угроза утраты уникального идентификатора и угроза вытеснения из информационного поля.

Учитывая все вышесказанное, необходимо признать, что без адекватного уровня и соблюдения этических норм, жизнь в киберпространстве осложняется и обрастает угрозами замедленного действия как для журналистов, профессионалов в области информационной безопасности и Интернет, так и для обычных людей в социальных сетях.

1. Как вести конспект лекции

2. Как относиться к лектору

3. Как готовиться к занятиям

Учитесь так, словно вы постоянно ощу­щаете

нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно

боитесь растерять свои знания.

Конфуции

Записи, которые вы делаете на лекциях, — один из важнейших источников информации, которые вы создаете для себя в процес­се учебы. Тем не менее многие относятся к ним лишь как к ме­ханической регистрации услышанного, т.е. не обдумывают того, что записывают. Данная глава подскажет наиболее эффективные способы конспектирования лекционного материала.

Ваша задача на лекции состоит в том, чтобы кратко, ясно, конструктивно записывать материал — конспектировать. Умело зафиксированный материал легче запоминается, поэтому хоро­ший конспект можно считать своеобразным пособием при под­готовке к экзаменам. Такое пособие, составляемое каждым ин­дивидуально, в определенной мере характеризует ваши деловые и личные качества.

 

Продумайте, каким должен быть ваш конспект, чтобы можно было быстрее и успешнее решать следующие задачи:

а) дорабатывать записи в будущем (уточнять, вводить новую информацию);

б) работать над содержанием записей — сопоставлять отдель­ные части, выделять основные линии, делать выводы;

в) сократить время на поиск нужного материала в конспекте;

г) сократить время, необходимое на повторение изучаемого материала, повысить скорость и точность запоминания.

 

Одна только рациональная форма конспекта способствует увеличению объем материала, усвоенного непосредственно на лекции, и очень существенно сокращает время, необходимое на дальнейшую проработку. Следует задуматься, что можно изме­нить, добавить или устранить в вашем конспекте, чтобы им было удобнее пользоваться в дальнейшем. Для конспектирования лек­ционных курсов желательно использовать тетради. Продумайте, на чем записывать ту или иную информацию для удобства ее использования в будущем. При любом способе конспектирования целесообразно оставлять на листе свободную площадь для после­дующих добавлений и вспомогательных отметок. Это или широ­кие (до '/3 ширины страницы) поля, или чистые страницы. Если этого не делать, то при подготовке к экзаменам дополнительная, поясняющая и прочая информация будет вписываться между строк, а конспект превратится в малопригодный для чтения и усвоения текст.

При неумелом конспектировании возникают следующие ошиб­ки:

а) попытки записывать все почти дословно;

б) составление плана вместо записи лекций;

в) «выборочная запись» только важной и трудной информации.

 

Основной принцип конспектирования — писать не все, но так, чтобы сохранить все действительно важное и логику изложения материала, а при необходимости иметь возможность полностью «развернуть» конспект в исходный текст. О приближении наибо­лее важной информации лектор часто сообщает замедлением темпа речи, интонацией, паузой, неоднократными повторами.

 

В любом тексте имеются: а) специальные слова-ориентиры, помогающие опознать более важную информацию, например: в итоге, в результате, таким образом, резюме, вывод и т.д.; б) сигналы отличия — слова, указывающие на особенность, спе­цифику объекта рассмотрения: особенность, характерная черта, специфика, главный, отличие и т.д. Вслед за этими словами обычно следует весьма важная информация. Приучите себя спе­циально выделять их в устной и письменной речи, а также кон­центрировать внимание в этот момент.

Записывать непосредственно за лектором неэффективно. В лекциях часты повторы, оговорки, пояснения, иллюстрации. Поэтому лучше прослушать какой-то фрагмент лекции, а потом его зафиксировать более кратко. По мере накопления опыта конспектирования и знаний требуется все меньше записывать, а все больше слушать и понимать. Сокращение записи будет до­стигаться благодаря концентрированию, сгущению исходной информации. Каждую лекцию следует использовать как упражне­ние в умении точно, ясно и кратко записывать услышанное.

 

Обычно в лекции есть несколько основных идей, вокруг ко­торых группируется весь остальной материал. Очень важно вы­делить и четко зафиксировать эти идеи. Пониманию материала и быстрому нахождению нужного помогает система акцентировок и обозначений. Во время лекции на столе перед вами должны лежать 2—3 цветных карандаша, которыми обводят, подчеркива­ют или обозначают ключевые аспекты лекций. При работе с конспектом это позволяет сразу увидеть главное.

 

Лекция — это всегда совместное творчество преподавателя и студента. От того, как слушают, во многом зависит, что и как будет рассказывать лектор. Внимательная, активная аудитория воодушевляет лектора, стимулирует его на более яркое, содержа­тельное изложение. Очень важно, анализируя содержание лекции, как-то проявлять свое отношение к тем или иным ее аспектам: согласие, несогласие, недоумение, вопрос и т.д. — это позволит лектору лучше приспособить излагаемый материал к аудитории. Общий вывод: учитесь слушать так, чтобы вам приятно было рассказывать, и вы не останетесь внакладе — от каждой лекции, беседы вы сможете получать значительно больше. Если на лекции вам нестерпимо хочется во что-то поиграть, то можно рекомен­довать следующую игру: слушая лектора, попытайтесь предугадать логические переходы его речи, т.е. то, о чем он будет говорить дальше, а также предвосхитить те выводы, которые он далее сформулирует. Умение опережать мыслью слушаемый или чита­емый текст позволяет основные положения лекции предваритель­но отыскать самому, а потом услышать их формулировку от лектора, тем самым улучшается их понимание и запоминание.

Отведите ежедневно 20—25 минут на доработку конспекта — дописывание пропущенного, исправление ошибок и неразбор­чивых записей, акцентирование ключевых аспектов лекции. Через несколько суток после лекции такие исправления будет делать трудно — многое уже забудется.

Материал лекции желательно проработать в течение 3—4 часов после нее. Весьма эффективным способом такой проработки в течение семестра является составление и сохранение подробных планов, особенно тех лекций, усвоение которых вызывало затруд­нение. Этот план позволит гораздо быстрее и полнее вспомнить материал. При подготовке к экзамену его можно использовать и как план ответа. В плане материал должен быть представлен бо­лее сжато, без мелких деталей и подробностей, поэтому при со­поставлении и анализе планов лекций легче, чем по конспекту, выявить основные, стержневые идеи курса, его логику и опреде­лить типовой алгоритм, по которому обычно излагаются важней­шие понятия.

Для лучшего представления структуры изучаемого материала очень полезно составлять схемы логических связей отдельных частей лекции.

После проработки лекции желательно проверить, как вами усвоен материал.

 

Критериями качественной работы могут быть следующие аспекты:

 

а) знание темы;

б) четкие представления плана лекции или данного вопроса;

в) умение выделять основное, главное;

г) усвоение значения примеров и иллюстраций;

д) понимание связи вновь получаемых знаний с уже имеющи­мися;

е) знание возможности и необходимости применения полу­ченных сведений.

 

Вузовская программа предъявляет огромные требования к студенту. Постоянно увеличивается количество учебных дисцип­лин, а также авторских спецкурсов. Студенту необходимо сори­ентироваться в этом потоке информации, организовать его и освоить. Важным при этом является умение сворачивать огром­ный объем поступающей на занятиях информации.

 

По-нашему мнению, умение сворачивать информацию подра­зумевает:

• приемы рационального конспектирования;

• интегративное представление информации в виде схем и таблиц.

Свобода и романтика первого года студенческой жизни омра­чены одним обстоятельством — необходимостью записывать лекции. После школьных уроков, на которых учитель диктует размеренно и не торопясь, институтская лекция повергает вче­рашнего школьника в ступор.

Средний темп речи лектора примерно 670 зн./мин. Средняя скорость записи материала при конспектировании лекции без применения специальных приемов составляет 50—60 зн./мин. Как же разрешить значительное и труднопреодолимое противоре­чие?

Выход существует. Это овладение приемами скоростного кон­спектирования, их использование позволяет повысить скорость записи в 7—10 раз.

Старайтесь текст записывать тезисно, а некоторые слова, на­пример: «который», «следовательно», «точка зрения» и т.п. — со­кращать до «кот.», «след.» и «т. з.». Главное, чтобы вы могли потом разобрать свои собственные сокращения.

Указывайте тему лекции и ее дату; если пишете на отдельных листах — номеруйте страницы.