Тема 8. Государства в современной политической системе мира

Согласно международному праву все государства обладают суверенитетом и равны между собой.

Однако действительно государства различаются по многим параметрам: политическому влиянию, военной мощи, экономическому потенциалу, размерам территории, географическому положению и т.п.

В период холодной войны распространенным было выделение сверхдержав (СССР, США), крупных государств (Франция, Канада и др.), малых (Марокко, Лихтенштейн и др.). После окончания холодной войны подобная классификация стала утрачивать смысл. Так как все более значимым становится экономический фактор. Всемирный банк (Международный банк реконструкции и развития) выделяет три основные категории государств в зависимости от валового внутреннего продукта (ВВП):

· С низким уровнем доходов (765 дол. США и ниже)

· Средним (от 766 до 9385 дол. США)

· Высоким уровнем доходов (выше 9386 дол США)

Примерно 40% государств с населением более 50% всей численности людей на Земле попадают в первую категорию, в то время как государства с высоким уровнем доходов составляют примерно 15%. Большинство стран с высоким уровнем доходов являются членами международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Сегодня государства претерпевают серьезные изменения, продолжается процесс формирования новых государств. Интенсивный процесс формирования прошел:

1. в 1960-х годах – как следствие крушения колониальной системы.

2. в конце XX века – дезинтеграция бывших социалистических стран(СССР, Югославия, Чехословакия).

Некоторые государства (независимо от того когда возникли) порой оказываются крайне слабыми – Сомали, Афганистан, Руанда и др. Для них характерны: развал политических институтов, законодательной системы, межобщинные конфликты, проявление национализма и др. В литературе такие государства получили название несостоявшихся. Они создают угрозу для других государств: являются реальными или потенциальными очагами конфликтов, на их территории нередко базируются террористы, наркодельцы, ведется торговля оружием.

Современное государство не может в настоящее время достаточно эффективно действовать в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экономического роста и в др. областях. Поэтому наряду с государством этими вопросами активно начинают заниматься межправительственные и неправительственные организации, различного рода движения и т.д. Они играют все более активную роль н мировой арене, воздействуя на международную среду и ограничивая деятельность государства.

В современном мире государства вынуждены все более считаться, с одной стороны, с международными организациями и институтами, с другой – со своими же внутригосударственными регионами, мегаполисами, которые активно выходят на международную арену. Кроме того, государства вынуждены принимать во внимание нужды и интересы других участников международных политических процессов: ТНК, НПО и др.

Однако не стоит говорить об угрозе «исчезновения» государства как института. Государство продолжает сохраняться, поскольку существуют государственные границы; количество государств становится не меньше, а больше; расширяются их функции в экономической и социальной сферах; увеличивается возможность воздействовать на своих граждан с помощью электронных средств; государства сами создают международные институты и режимы. Наконец нет такого актора, которому могут быть переданы властные полномочия государства!Кроме того, государство приобретает ряд возможностей, которыми не обладало ранее (используя современные технологии – пластиковые карты, сотовые телефоны – можно довольно легко отслеживать передвижение граждан). Следовательно, речь, скорее, может идти об изменении содержания национального суверенитета.

В связи с изменением содержания суверенитета встает проблема идентичности. Вестфальский мир, заключенный после тридцатилетней войны, положил начало системе национальных государств. А в конце XX века происходит размывание государственной идентичности, происходит ослабление связей гражданина с его государством.

Ослабление «национальной» идентичности нередко сопровождается формированием ее в ином качестве – корпоративной, региональной, национальной, а в некоторых случаях и глобальной.

Т.о. государство остается основной формой политической организации современного общества, главным актором на мировой арене. Не исчезает, а видоизменяется понятие «национальный суверенитет».