Общие особенности развития восприятия.

Развитие сенсорных систем отличается многообразием. Гетерохронно развиваются как сенсорные системы в целом, так и их отдельные характеристики. В зрительной системе раньше всего развивается светоощущение, о чем можно судить по зрачковым и мигательным рефлексам. Абсолютная свето­вая чувствительность резко нарастает от 5 до 24 лет, затем по­степенно падает. Острота зрения постепенно повышается до 18 лет, после чего до 60 лет мало изменяется. Наличие цветоо­щущения обнаруживается на первом месяце жизни, дальней­шее его развитие мало исследовано. Уменьшение цветовой чувствительности в возрасте 8—12 лет объясняется внесенсорными факторами, в частности, особенностями внимания и па­мяти. Периферическое зрение обнаруживается только к возра­сту 5 месяцев, затем поле зрения расширяется, особенно в возрасте 6—7,5 лет, после 20 лет долго остается постоянным, в старости уменьшение его границ идет неравномерно по раз­ным направлениям.

Уже в зрелом возрасте изменения зрения могут быть обус­ловлены несколькими причинами. Утрата эластичности хрус­талика и падение тонуса цилиарной (ресничной) мышцы глаз­ного яблока, вызывающие уменьшение объема аккомодации, приводят к так называемой старческой дальнозоркости (пре­сбиопии) задолго до наступления старости, после 40 лет. В бо­лее позднем возрасте уменьшается острота зрения, снижаются цветоощущение и цветоразличение, замедляется адаптация к темноте, что обусловлено изменениями не только в сетчатке, но и в зрительных центрах.

Развитие слуха отмечается еще в эмбриофетальном перио­де. Элементы слуховой пространственной ориентировки про­являются уже в первые дни после рождения. На второй неделе жизни обнаруживается слуховое сосредоточение, что указыва­ет на возможность появления слуховой доминанты в цент­ральной нервной системе. В возрасте двух месяцев ребенок дифференцирует качественно различные звуки. С трех меся­цев появляется способность к пространственной ориентиров­ке. В 3—4 месяца наблюдается дифференцировка звуков по тональности.

Слух детей страдает от чрезмерно громких звуков. Для раз­вития слуха большое значение имеет музыкальное воспитание. Низкая слуховая чувствительность у детей может быть связа­на с неустойчивым вниманием. Острота слуха особенно возра­стает в возрасте 7—13 лет, достигая максимума к 19 годам. Чувствительность к чистым тонам максимальна в возрастном промежутке 19—30 лет.

Постепенно с возрастом слуховая чувствительность умень­шается, но понижение слуха возможно не только в пожилом возрасте. Вредное действие громких звуков (импульсный шум, влияние громкой поп-музыки, длительное пребывание в цехах с высокими уровнями звукового давления) может вызвать на­рушения слуха и у молодых людей. Первые признаки возраст­ных изменений слуховой чувствительности в области высоких звуковых частот обнаруживаются у отдельных индивидов уже после 25 лет. В старческом возрасте особенно заметно сниже­ние слуха на частотах выше 2000 Гц, снижается также воспри­ятие речи. Старческая глухота (пресбиакузис) отчасти объяс­няется дегенерацией ганглиозных клеток улитки, начинаю­щейся после 50 лет, изменениями сосудистого аппарата и про­цессов секреции во внутреннем ухе. Возможны и изменения в слуховых центрах мозга.

Тактильная чувствительность уже у новорожденных очень высока. Грудные дети особенно чувствительны к прикоснове­ниям в области лица, ладони и подошвенной поверхности сто­пы. Крутой подъем тактильной чувствительности наблюдается в возрасте 8—10 лет, затем нарастание чувствительности за­медляется. Осязание у подростков тоньше, чем у взрослых. Существенных изменений абсолютной тактильной чувстви­тельности в старости не замечено. Возрастные индивидуаль­ные различия в большей степени имеют отношение к разно­стным порогам поверхностной тактильной чувствительности.

Температурная чувствительность новорожденных детей очень высока, по мере адаптации к температуре окружающей среды постепенно понижается. Стабилизация термочувстви­тельности тесно связана с совершенствованием механизмов терморегуляции. Закаливание способствует тому и другому. Известно, что у детей школьного возраста весной чувствитель­ность к холоду ниже, чем осенью, а к теплу — выше. Однако эти сезонные изменения термочувствительности обусловлены системой воспитания и закаливания организма. В зрелом воз­расте колебания температурной чувствительности обусловле­ны образом жизни, характером питания и микроклиматичес­кими условиями. Снижение уровня основного обмена в про­цессе старения приводит к повышению холодовой чувстви­тельности.

Мышечная чувствительность в первые годы жизни непре­рывно нарастает, достигая максимума в 17—20 лет и снижаясь в пожилом возрасте. Она обусловлена характером двигатель­ной активности.

Такова же последовательность изменения вестибулярной чувствительности. Вестибулярный аппарат формируется с мо­мента рождения. Уже на втором месяце жизни дети способны дифференцировать качание вверх-вниз и в разные стороны. Возрастная динамика вестибулярной чувствительности имеет большие индивидуальные различия и в значительной мере обусловлена двигательной активностью, связанной с переме­щениями и изменениями положения тела в пространстве. Из­менения в лабиринте или в волокнах восьмой пары черепно-мозговых нервов могут быть причиной нарушений равнове­сия, которые иногда сопровождают потерю слуха. Другая при­чина вестибулярных расстройств возрастные изменения мозгового кровообращения. Старение организма сопровожда­ется снижением возбудимости вестибулярного аппарата.

Обоняние у детей хорошо выражено с момента рождения, но мало дифференцировано. Новорожденные реагируют на запах изменениями мимики, ритма и глубины дыхания, часто­ты пульса, защитной реакцией — чиханием и движениями. Условные рефлексы на запахи у детей появляются на втором месяце жизни, а в 7—8 месяцев запахи хорошо дифференциру­ются. В дошкольном возрасте обоняние практически не меня­ется, в школьном возрасте, постепенно нарастает, достигая де­финитивного уровня примерно к 14 годам. Оно оптимально до 45 лет, сохраняется дольше других видов чувствительности и резко снижается только после .70 лет вследствие уменьшения количества ганглиозных клеток и нервных волокон в обоня­тельной луковице.

Наличие вкусовой чувствительности наблюдается уже у новорожденных. С 2 до 6 лет вкусовая чувствительность по­степенно повышается. У школьников вкус мало отличается от вкуса взрослых. Имеются индивидуальные отношения к тем или иным вкусовым раздражениям, связанным с характером питания. Оптимум вкусовой чувствительности приходится на возраст 20—30 лет, после чего возрастной регресс аналогичен изменениям других видов чувствительности.

Возрастные изменения сенсорных систем в пожилом воз­расте весьма разнообразны. Имеются отдельные сведения о притуплении болевой чувствительности, снижении тактиль­ных ощущений, особенно при осязании мелких предметов.