Принципы изучения потребителя. Показатели потребительского поведения
Основная часть
Вступление
Модель покупательского поведения в туризме
Принципы изучения потребителя. Показатели и виды потребительского поведения
План лекции
Основные понятия
Лекция 16. Изучение поведения потребителей в процессе приобретения и после покупки туристских услуг
Потребитель
Влияющие факторы
Модели поведения в туризме
Экономическая модель
Социологическая модель
Психологическая модель
Черный ящик
Цель лекции – рассмотреть модели поведения туристов, определить основные методы исследования потребителей. Первый вопрос лекции – повторение материалов дисциплины Маркетинг в СКС и Т, обобщение которого позволяет студентам вспомнить сущность основных понятий: спрос, потребитель, поведения, референтные группы
Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей.
Поведение потребителей - действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действия и следуют за ними.
Существуют четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей:
1. потребитель независим;
2. мотивация и поведения потребителя постигается с помощью исследований;
3. поведение потребителей поддается воздействию;
4. потребительское поведение социально законно.
Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется на определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Предприятия достигают успеха, если представляют потребителю выбор и реальную выгоду. Понимание этого и постоянное приспособление к поведению потребителя является одним из важных требований для выживания в условиях конкуренции.
Существует определенная система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях.
1. Первый уровень Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.
2. Действительные потребности (второй уровень) имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает или может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства, и рассматриваются как реальная потребительская сила общества.
3. Платежеспособные потребности (третий уровень) ограничены не только имеющейся товарной массой, но также уровнем денежных доходов и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительную силу общества, т.е. достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных потребностей теми благами и возможностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития.
Исследования мотивации и поведения потребителей осуществляются с помощью моделирования этих процессов. Поведение различных потребителей на рынке отличается по потребностям и целям, характеру спроса и покупок, действий на рынке, мотивации и т.п., но имеет и некоторое сходство.
На рынке оно может быть выражено через систему экономических, социальных и психологических факторов, характеризующих потребности и способы их удовлетворения.
На поведение туристов влияют различные факторы, и прежде всего
· факторы внешней среды
· доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и увлечения, стиль жизни, демографические характеристики и др.
Поведение туристов обусловлено, прежде всего, характером и настоятельностью потребностей.
Поведение групп потребителей существенно различается. Это объясняется:
· -различными целями приобретения турпродуктов;
· -способами принятия решений о покупке;
· -источниками информации, используемыми при принятии покупательских решений;
· частотой совершения покупок;
· -неодинаковым уровнем знаний о турпродуктах;
· -требованиями к сервису
· Опытом приобретения турпродуктов
Как Вы знаете, существует четыре типа покупательского поведения:
Критерии оценки | Вовлечение | |
Отношение к маркам | Высокая степень вовлечения | Низкая степень вовлечения |
Значительная разница между аналогичными марками | Сложное покупательское поведение (компьютер) | Поисковое покупательское поведение (конфеты) |
Незначительная разница между аналогичными марками | Неуверенное покупательское поведение (ковер) | Привычное покупательское поведение (соль) |