Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII-XVIII веках

 

1.Изменения в организации образования в XVII-XVIII вв.

2.Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского.

3.Педагогическая концепция Дж. Локка.

4.Обоснование необходимости реформы воспитательной системы в трудах Ж.-Ж. Руссо.

 

Литература

1. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. – М., 1982.

2. Локк, Д. Сочинения в 3 т./ Д.Локк. – М., 1988.

3. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения в 2 т./ Ж.Ж. Руссо. – М., 1981.

 

1.17 век, с которого традиционно начинают отсчет Нового времени, в значительной степени сохранил многие особенности духовной жизни Средневековья. Состояние школьного дела в начале Нового времени мало чем отличалось от эпохи Реформации и Контрреформации: в течение 17–18 вв. в основном укреплялись и совершенствовались сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по–разному – гимназии (в немецко-язычных странах), коллегии (во Франции), грамматические школы (в Англии). Все эти школы исходили из того, что овладение гуманитарными и реальными знаниями должно происходить через освоение литературного наследия античного, главным образом римского, мира. Поэтому центральное место во всех этих школах отводилось изучению латинского языка.

В содержании повышенного образования начали вводиться сугубо светские предметы: в той или иной форме математика, история, естествознание, астрономия, география и т.д. Однако изучение тех или других дисциплин полностью зависело от руководителей образовательных учреждений.

В этот период появляется множество трудов педагогической направленности, цель которых привести в систему образование и воспитание в школах разного типа. Наиболее яркие, концептуальные учения нам предстоит рассмотреть.

2. Я.А.Коменский. Родился в Ю.Моравии в местечке Нивница, по – видимому в довольно зажиточной семье. Рано лишившись родителей, учился урывками сначала в братской, потом, уже в возрасте 16 лет, в традиционной латинской школе. То, что он так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и методов работы в ней. Недаром позднее Коменский называл школьные годы потерянным временем. Личный отрицательный опыт побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием организации и методов школьной работы, содержанием школьного образования. Проучившись некоторое время в немецких университетах в Герборне, в Гейдельберге, Коменский возвратился на родину, где и начинается его педагогическая деятельность. В результате Тридцатилетней войны Чехия потеряла свою независимость, а чешские протестанты были изгнаны за пределы родины. Коменский нашел пристанище в польском городе Лешно, где он прожил 28 лет и создал большинство своих трудов.: «Материнская школа», «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия», «Дидактика», «Всеобщий совет об поправлении дел человеческих» и др.

Все учебные книги Коменского пронизаны идеей пансофии, всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, реально существующих в мире. Внешне эта идея сходна с идеей энциклопедизма, распространенной в Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Коменского была гораздо глубже. Пансофия, в понимании Коменского, – это отражение в сознании человека всего реально существующего мира со всеми его сложностями и противоречиями.

Главный педагогический труд Коменского – «Великая дидактика». Однако следует иметь в виду , что сам автор этого труда трактовал термин «дидактика» значительно шире, чем это делается в наши дни: в содержании этого понятия включались не только вопросы образования и обучения, но и деятельности учителя, организации школы, различные аспекты воспитания – нравственного, трудового, религиозного и т.д. В целом дидактика Коменского охватывает все проблемы, которые являются предметом рассмотрения в рамках современной педагогики.

Так, цель воспитания Коменский видит в следующем: каждый человек должен быть готов к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием. Он должен все исследовать и давать всему имена, все исчислять, т.е. знать и иметь возможность назвать и понять, что находится в мире. Таким лишь образом человек будет в состоянии удержать за собой имя разумного существа. Быть владыкой всех созданий – это значит, приспособляя к надлежащему назначению все вещи, употреблять их с пользой для своих выгод, везде среди созданий вести себя царственно, т.е. с достоинством и святостью, соблюдать дарованное достоинство. Наконец, быть образцом Божьим – значит в точности представлять совершенство своего прообраза. Отсюда следует, что истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он был: 1) знающим все вещи; 2) владыкою всех вещей и самого себя; 3) чтобы он себя и все возводил к Богу, источнику всех вещей.

Если все эти требования суммировать, то получится: человеку необходимо в процессе воспитания дать:

I Научное образование;

II Добродетель и нравственность;

III Религиозность или благочестие.

Таким образом, воспитание с точки зрения Коменского – универсально. Оно имеет и философское, и практическое значение.

Осуществляться воспитание должно в школах. В «Великой дидактике» Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, до 24 лет.

Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа – воспитание в семье под руководством матери. Главная задача воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. (детально все это рассмотрено Коменским в «Материнской школе»).

За материнской школой у Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от их сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. Обучение на родном языке Коменский считал средством укрепления и сохранения жизни как таковой.

Школа должна сообщать детям реальные знания по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству.

Третья ступень школьного образования, по Коменскому, гимназия или латинская школа, предназначенная для юношей 12 – 18 лет, проявившим склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. Здесь наряду с латинским языком большое место отводится реальным предметам: математике, физике, естествознанию, истории, этике, другим языкам, риторике, диалектике. Для этого типа школ Коменский разработал целую систему учебников – «Преддверие», «Открытая дверь языков и всех наук», «Зал», «Школа – игра».

Завершающую ступень школьного образования в системе Коменского составляли академии – высшие учебные заведения для молодых людей 18 – 24 лет, проявивших особые умственные дарования. Внешне академии должны были открываться в крупных городах, но по сути напоминали университеты, существующие в Европе с 12 столетия с обычными факультетами.

Таким образом, Коменский предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющих получить подлинно научное образование.

Кроме того, он предложил систему организации процесса обучения детей – классно–урочную систему, сохранившуюся до сегодняшнего дня. Признаки классно–урочной системы:

1. Дети обучаются одного возраста и приблизительно одного уровня знаний.

2. Преподавание осуществляется под руководством учителя.

3. Дети обучаются в классах с постоянным составом учеников.

4. учебный год со строго определенным началом и концом.

5. Определяется продолжительность учебного дня (4 урока в школе родного языка и 6 уроков в латинской школе).

6. Все классы работают по своему учебному плану.

Коменский много внимания уделяет разработке принципов и методов обучения. Принципы систематичности и последовательности, связи с жизнью, природосообразности, последовательности, наглядности и мн. Др. являются основными в процессе организации обучения в современной школе. Но нельзя забывать, что впервые они были сформулированы и систематизированы Я.А.Коменским в «Великой дидактике». Коменский выделял общедидактические и непосредственные принципы.