ВВЕДЕНИЕ

IV. Удаление сноски

В документе выделите знак сноски, которую следует удалить, а затем нажмите клавишу DEL.

Примечание.Чтобы удалить все автоматически пронумерованные сноски, выберите команду Заменитьв меню Правка.На вкладке Заменитьнажмите кнопку Больше,нажмите кнопку Специальный,а затем выберите Знак сноскиили Знак концевой сноски.Убедитесь, что поле Заменить напустое,а затем нажмите кнопку Заменить все.Нельзя удалить все специальные знаки сносок за одну операцию.

Контрольные вопросы к лекции 13

1. Назовите основные функции тестового процессора.

2. Какое назначение сноски и концевых сносок в документах?

3. Какие действия необходимо выполнить для вставки рисунка из коллекции?

4. Какими командами можно изменить шрифт, его размер и цвет?

Литература

1. Антонов А. К. Информатика. Курс лекций по дисциплине «Информатика» для студентов, обучающихся по специальностям 0611.00 «Менеджмент организации», 0608.00 «Экономика и управление», 0608.17 «Экономика и управление туризмом и гостиничным хозяйством» ИТ и Г 2006.

2. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 1997.

3. Информатика: Учебник/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. –М.: И74. Финансы и статистика, 2001. – 768с.: ил.

4. Информатика. Базовый курс/ Симонович и др. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 640 с.: ил.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»

План:

1. Предмет и задачи курса «История русского литературного языка».

2. Основные теоретические понятия: литературный язык, общенародный язык, язык художественной литературы, их соотношение.

3. Связь истории русского литературного языка с другими дисциплинами, филологическая направленность курса и его методологическая основа.

4. Периодизация курса «История русского литературного языка».

5. Проблема происхождения русского литературного языка.

 

1.1. Предмет и задачи курса «История русского литературного языка»

История русского литературного языка (далее: ИРЛЯ) завершает цикл историко-лингвистических курсов, изучаемых в вузе. Она тесно связана со всеми учебными дисциплинами, изучающими русский язык как в его истории, так и в его современном состоянии. Лекции по ИРЛЯ читаются на филологических факультетах классических и педагогических университетов на старших курсах, т.к. усвоение данной дисциплины требует серьезной филологической подготовки.

ИРЛЯ представляет собой одну из самых молодых отраслей языковедения, которая сложилась в качестве особой научной и учебной дисциплины, отделившейся от общего курса истории русского языка лишь в 30-е – 40-е гг. XX в. Хотя и до этого предпринимались попытки представить ход развития русского литературного языка во всем его объеме.

Интерес к природе русского литературного языка в отечественной филологии зародился в недрах сравнительно-исторического изучения русского языка в конце XIX в. ИРЛЯ как научная проблема в той или иной мере разрабатывалась в трудах П.И. Житецкого, А.С. Будиловича, Е.Ф. Карского, С.К. Булича, но в качестве учебной дисциплины в университетах не преподавалась. Исключением были лекции профессора Казанского университета Е.Ф. Будде. Первым из языковедов-русистов, разработавшим курс ИРЛЯ (начиная с языковой ситуации в Киевской Руси и заканчивая языком современной русской литературы до поэта Надсона) был профессор А.И. Соболевский. Он подготовил лекционный курс по ИРЛЯ, но ему не пришлось ни разу излагать его с кафедры, а текст лекций остался в рукописи. Он был опубликован только в 1980 г.

Изучение ИРЛЯ началось с XVI в., когда начали создаваться различные пиитики и риторики. С XVIII в. велись наблюдения над связями русского литературного языка с другими славянскими и европейскими языками, над составом церковнославянского языка, его сходством с русским языком и отличием от него.

Для осознания национальной специфики русского литературного языка явились чрезвычайно важными такие факты, как создание в 1755 г. «Российской грамматики» М.В. Ломоносова, выход в свет «Словаря Академии Российской» (1789–1794 гг.), появление учения М.В. Ломоносова о трех стилях русского литературного языка, изложенного в его «Рассуждении о пользе книг церковных в российском языке», «Риторике» и «Российской грамматике», т.к. Ломоносов впервые указал на основные элементы национального русского литературного языка.

В XVIII–XIX вв. были открыты и изданы древнейшие русские памятники: «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава», «Слово о полку Игореве», «Русская Правда», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и др., положено начало изучению языка этих памятников.

Основы будущего курса ИРЛЯ были заложены в трудах И.И. Срезневского, А.А. Шахматова, Я.К. Грота, В. Истомина, Е.Ф. Будде и др.

Это подготовило базу для новой науки. В ХХ в. ИРЛЯ становится предметом особого внимания исследователей.

В 30-е – 40-е гг. ИРЛЯ выделилась из общего курса истории русского языка, который разделился на историческую грамматику и ИРЛЯ.

Регулярно курс ИРЛЯ в Петроградском университете и Государственном университете и Государственном институте истории искусств с 1921 г. стал читать В.В. Виноградов. После переезда в Москву в 1930 г. до своей кончины в 1969 г. ученый постоянно работал над проблемой становления русского литературного языка и читал лекции о нем в Московском университете и педагогических институтах столицы. Классической работой, заложившей основы новой историко-лингвистической науки не только в русской филологии, но и во всей мировой науке, утвердившей права новой дисциплины в вузовском преподавании, стали «Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX веков», изданные при жизни автора дважды в 1934 и 1938 гг. Эта книга послужила основой для первой официальной учебной программы по ИРЛЯ, составленной Г.О. Винокуром.

Становление ИРЛЯ как самостоятельной научной дисциплины связано также с именами Л.А. Булаховского, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, С.П. Обнорского, Ф.П. Филина, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Д.С. Лихачева, А.И. Ефимова.

В ХХ в. был проанализирован большой фактический материал.

Но ИРЛЯ в целом еще не написана. Единой концепции ИРЛЯ пока еще нет, а существует много частных исследований.

Цель курса ИРЛЯ– изучение процессов формирования и развития русского литературного языка.

Курс ИРЛЯ имеет целью охарактеризовать процесс развития языка русской письменности с древней поры до современности, при этом учитывая особенности различных стилей (разновидностей, типов) языка письменности на разных этапах его истории.

Предмет ИРЛЯ– русский литературный язык, его развитие в историко-функциональном плане, в плане языкового употребления.

ИРЛЯ призвана изучать все исторические изменения в условиях общественного функционирования литературного языка на разных этапах, начиная с XI в. и до наших дней.

Главное содержание курса – изучение употребления фактов литературного языка – лексических и грамматических – в разнообразных типах памятников письменности в различные периоды его развития.

Материалом для ИРЛЯ является язык произведений различных жанров и стилей, начиная с древнейших известных нам памятников.

Русский литературный язык старшего, донационального периода отличается от литературного языка национального периода. Но есть ряд общих признаков, свойственных русскому литературному языку всех периодов. К ним относятся: