ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ.
Понятие о функциональных системах. Учение о функциональных системах разработал П.К. Анохин и успешно развивается К.В. Судаковым.
От того, какой конечный результат нужен организму, в работу включаются в определенной последовательности определенные структуры мозга. Функциональная система – это единица интегративной деятельности мозга, это группа процессов и структур, объединенных для выполнения какой-либо функции организма. Выделяют два типа функциональных систем. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т. п. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.
Структура функциональной системы поведения.Функциональная система поведения – это динамическая, избирательно объединенная центрально-периферическая организация, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата.
Структура функциональной системы поведенческого акта по П.К. Анохину (см. рис. 7)..
1. Афферентный синтез.
2. Принятие решений.
3. Акцептор результата действия и эфферентный синтез.
4. Осуществление и оценка самого действия.
Стадия афферентного синтеза. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной афферентации, пусковой афферентации.
Мотивационное возбуждение появляется в центральной нервной системе с возникновением у животного и человека какой-либо доминирующей мотивации (витальной, социальной или идеальной). В каждый момент времени доминирующей становится та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Мотивационное возбуждение подавляет остальные мотивации и направляет поведение организма на достижение полезного результата, который удовлетворяет имеющуюся доминирующую потребность. Нейрофизиологическая основа мотивационного возбуждения - это избирательная активация различных нервных структур (в частности, коры головного мозга), создаваемая лимбической и ретикулярной системами мозга. Возбуждение гипоталамуса и других структур лимбической системы ведет к генерализованной активности всех отделов коры большого мозга. Восходящие влияния определяют появление мотивации доминирующего характера, в связи с этим организуются объединения корково-подкорковых аппаратов, направляющих организм на удовлетворение потребности. Кора большого мозга оказывает непрерывные нисходящие влияния на инициативные центры гипоталамуса.
Афферентный синтез включает использование аппарата памяти. Мотивационное возбуждение извлекает необходимую информацию из блоков памяти.Из памяти извлекаются и используются именно те фрагменты прошлого опыта, которые полезны, нужны для будущего поведения. При этом в первую очередь в возбуждение вовлекаются те нейроны, которые ранее использовались в подобных поведенческих реакциях. И живой организм опирается на уже готовые (запаянные) поведенческие решения, то есть переходит на автоматический режим управления.
Афферентный синтез включает также анализ внешних стимулов (афферентация). Выделяют два класса внешних воздействий с функциями обстановочной афферентации и пусковой афферентации.
Обстановочная афферентация — возбуждение, поступающее от привычной обстановки, в которой обычно вызывается данный условный рефлекс - в ЦНС создается разветвленная система возбуждений, своего рода «нервная модель обстановки». При изменении обстановочной афферентации меняются поведенческие реакции, хотя сама обстановочная афферентация не способна вызывать эти реакции. Обстановочная афферентация может способствовать либо, напротив, препятствовать реализации мотивации. Например, студенты на лекции не организуют прослушивание любимой музыки, в то время как на перерыве это вполне возможно. Мотивационное возбуждение, память и обстановочное возбуждение создают подпороговую интеграцию.
Пусковая афферентация – это возбуждение, возникающее под влиянием биологически значимых стимулов в сенсорных системах – условных (пусковых) сигналов. Пусковым сигналом может быть условный раздражитель, например, запускающий слюноотделение по механизму условного рефлекса, звонок в школе на перемену; выстрел из пистолета на старте; вид ястреба-хищника для птиц, вызывающего поведение бегства. При действии условного сигнала подпороговая мотивация переходит в надпороговую. Действие пусковых стимулов зависит от обстановочной афферентации. Взаимоотношения между пусковыми и обстановочными влияниями обеспечиваются лобными долями.
В целом афферентный синтез осуществляется специальным модуляционным механизмом, который включает в себя активирующие и инактивирующие влияния лимбической и ретикулярной систем мозга на кору головного мозга, процессы взаимодействия возбуждения в коре и подкорке, реверберацию возбуждения в коре головного мозга. В поведении это проявляется появлением ориентировочно-исследовательских реакций и поисковой активности животного.
Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения.
Принятие решений, акцептор результата действия, эфферентный синтез. Стадия принятия решения определяет тип и направленность поведения. Принятое решение реализуется через два аппарата: аппарат предсказания результата (акцептор результата действия - АРД) и аппарат программы действия (эфферентный синтез). Лобные доли являются основным нервным субстратом, осуществляющим принятие решения при реализации целесообразных произвольных форм деятельности человека (А.Р.Лурия).
Акцептор результата действия (АРД). АРД - нервная модель будущего результата, который должен быть получен в соответствии с принятым решением, это аппарат прогнозирования (предвидения полезного результата) и его оценки. В нем заложена и активизирована врожденная и индивидуальная память животного и человека о свойствах внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, о способах действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей. Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения. В структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.
Эфферентный синтез (программа действия). Вслед за формированием акцептора результата действия, развивается стадия программы действия или эфферентного синтеза. Программа действия обеспечивает посылку импульсов к эффекторам для совершения определенного действия, приводящего к получению полезного результата. Начало этого пути - пирамидные клетки коры большого мозга. Команды в виде нервных импульсов одновременно направляются (как «копии») и по коллатеральным путям в аппарат АРД, где они взаимодействуют с афферентной моделью запрограммированного результата, вследствие чего формируется эфферентная модель программы действия. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Т.о. эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, остается его выполнить.
Стадия формирования результата и оценки достигнутого результата (выполнение программы поведения). Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется. Затем осуществляется обратная афферентация, т.е. афферентная информация о результатах и параметрах совершаемого действия сравнивается с программой акцептора результатов действия (за счет информации, постоянно поступающей от проприорецепторов мышц, сенсорных потоков). Результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата. Удовлетворение потребности ведет к прекращению мотивационного возбуждения. В случае же отсутствия результата могут включаться различные мозговые механизмы: 1. При наличии высокой мотивации и при отсутствии результата программа остается в краткосрочной памяти, и действие может быть повторено. 2. Отрицательные эмоции, сигнализирующие о неуспехе действия, могут привести к изменению самой мотивации (при ее недостаточной интенсивности). 3. Если же мотивация оказывается стойкой, перестраивается сама программа действия, то есть выдвигаются новые гипотезы, между которыми устанавливаются новые законы связей, формируется новая функциональная структура.
Вывод: 1. Поведение строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. 2. В структуре поведения имеется особая структура, выполняющая функцию программирования и опережающего отражения действительности. 3. Целенаправленность поведения обуславливается постоянным сравнением результатов поведения с этими программирующими механизмами, и обновлением содержания самого программирования. 4. В рассмотренной структуре поведенческого акта представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения. 5. При осуществлении поведенческих реакций новая кора (неокортекс) управляет преимущественно пространственно-временными взаимоотношениями организма с окружающей средой, а также отвечает за формально-логическое мышление и стереогнозис. Лимбическая система обусловливает главным образом эмоциональный настрой человека и побуждения к действию (т.е. мотивации и эмоции), а также процессы научения и запоминания.
Рис. 7 Схема центральной структуры целенаправленного поведенческого акта (по П.К.Анохину, 1970). ОА и ПА – обстановочная и пусковая афферентация.