ЧАСТЬ II. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Е.Н. Останкина)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД).

Понятие о ВНД.Основной системой регуляции функций организма является нервная система. Изучение функциональных особенностей нервной системы идет по нескольким направлениямнейрофизиология, физиология ВНД, физиология сенсорных систем, психофизиология. Физиология ВНД – это наука о мозговых механизмах поведения и психики, базирующаяся на рефлекторной теории в ее современном виде. В настоящее время установлено, что субстратом осуществления сложных рефлекторных реакций является кора головного мозга и подкорковые структуры. ВНД - условно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих адекватное и наиболее совершенное отношение целого организма к внешнему миру. ВНД – это совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая взаимосвязь целого организма с внешней средой.

Основные положения рефлекторного принципа деятельности.Развитие рефлекторной теории шло на протяжении примерно двух с полови­ной веков. Можно выделить пять основных этапов развития этой концепции.

Этап I - заложены основы понимания рефлекторного прин­ципа деятельности ЦНС французским естествоиспытателем и ма­тематиком Р.Декартом (XVII в). Р.Декарт считал, что «все вещи и явления можно объяснить естественнонаучным путем». Эта ис­ходная позиция позволила Р.Декарту сформулировать два важ­ных положения рефлекторной теории:

1) всякая реакция на внешнее воздействие является отраженной (впоследствии ее стали называть рефлекторной); 2) ответная реакция на раздражение осуществляется при по­мощи нервной системы. Однако Р. Декарт был дуалистом. По Р.Декарту, нервы - это трубочки, по которым с огромной скоростью движутся животные духи, материальные частицы неизвестной природы, по нервам они попадают в мышцу и мышца раздувается (сокращается).

Этап II - экспериментальное обоснование материалистиче­ских представлений о рефлексе (ХУП-Х1Х вв.). В частности, было установлено, что рефлекторная реакция может осуществляться на одном метамере лягушки (сегмент спинного мозга, связанный с «кусочком тела»). Выявлено, что стимулы могут быть не только внешними, но и внутренними, установлена роль задних - чувствительных и передних - двигательных корешков спинного мозга (закон Белла - Мажанди). Весьма активно сегментарные рефлексы изучал Ч.Шеррингтон (конец XVIII- начало XIX в.).

Этап III - победа материалистических представлений о психической деятельности (И.М.Сеченов, 60-е гг. XIX в.). Наблюдая за развитием детей, И.М.Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. Это положение он выразил следующей фразой: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Таким образом, И.М.Сеченов стал на путь детерминизма в вопросах психической деятельности человека. При изучении рефлексов он обосновал приспособительный характер изменчивости рефлекса, открыл торможение рефлексов (централь­ное торможение; 1863), суммацию возбуждения в ЦНС (1868).

Этап IV - разработаны основы учения о высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, начало XX в.). И.П.Павлов открыл ус­ловные рефлексы и использовал их как объективный метод изу­чения психической деятельности (высшей нервной деятельности -по И.П.Павлову). Он сформулировал 3 принципа рефлекторной теории: 1. Принцип детерминизма (принцип причинности), согласно которому любая рефлекторная реакция причинно обусловлена. 2. Принцип структурности, суть которого заключается в том, каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью оп­ределенных структур и чем больше структурных элементов участвует в осуществлении этой реакции, тем она совершеннее. 3. Принцип единства процессов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции: нервная система анализирует (различает) с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует целостную ответную реакцию (синтез).

Этап V - создано учение о функциональных системах (П.К.Анохин, середина XX в.).

Понятия психическая деятельность и поведение. Формы психической деятельности человека.Понятия ВНД, психическая деятельность, психика, сознание не равнозначны. Психическая деятельность – это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопро­вождаться физической работой. Психическая деятельность – это функция целого организма. При психической деятельности про­исходит интериоризация, т.е. переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному. Цели деятельности - это потребности и вызываемые ими мотивы. Содержание и формы деятельности определяются: об­щественно-историческими факторами, общественными соотно­шениями, опытом человека. Т.о. цель деятельности - это модель желаемого, возникающая в сознании человека, при этом личная необходимость регулируется общественной необходимостью.

Материальная базой психической деятельно­сти человека – это физиологические процессы в нервной системе - импульсная активность нейронов во взаимодействии со следами памяти. Психическая деятельность - составная часть ВНД, поскольку ВНД может протекать осознанно и подсозна­тельно, а психическая деятельность является осознаваемой.

Различают следующие формы психической деятельности (психические процессы) - память, ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чув­ства (эмоции) и воля. Основное значение психических процессов состоит в при­способлении человека и животных к окружающей среде.

Психика – свойство мозга осуществлять психическую деятельность, главный критерий которой – осознаваемая активность мозга. Психика – это форма отражения мозгом среды, определяющая целенаправленное приспособительное поведение.

Сознание – идеальное, субъективное отражение с помощью мозга реальной действительности. Сознание отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, эмоции и воля.

Поведение – это психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и среды. Формы поведения разделяют по времени возникновения: врожденные – безусловные рефлексы, инстинкты; приобретенные – условно-рефлекторные формы поведения, создаваемые путем научения. Любой поведенческий акт – это комплекс врожденных и приобретенных в индивидуальной жизни поведенческих реакций. Т.е. целостное поведение включает два вида адаптационных реакций: 1) генотипические, обуслов­ленные генной программой; 2) фенотипические, индивидуально приобретенные, основанные на обучении, обусловленные взаимодействием генотипа и условий среды.