Элементы и этапы планирования.

Любое предприятие независимо от своих масштабов с сферы деятельности, должно заниматься планированием и прогнозирование своей предпринимательской деятельности. Планирование подразумевает определение целей предприятия на определенную перспективу, а также анализ способов реализации этих целей и обеспечение ресурсами.

Если долгосрочное планирование в основном является сферой деятельности наиболее крупных фирм, то текущее оперативное планирование – необходимый элемент управленческой деятельности на самых различных предприятиях. Такое планирование включает в себя и составление определенных программ, например, по повышению качества продукции, по проведению НИОКР и т.д.

Основными элементами внутрифирменного планирования являются следующие:

1. Прогнозирование. Прогнозирование включает в себя изучение перспектив развития предприятия, формирование производственных программ, а также прогнозирование социально-экономического развития предприятия.

2. Постановка задач. На этом этапе происходит формирование общих задач на базе прогноза и устанавливаются приблизительные сроки их выполнения, а также определяется обеспечение ресурсами.

3. Корректировка плана. На этом этапе конкретизируют сроки исполнения плана. устанавливается соотношение между отдельными стадиями плана, поставками, производственными операциями.

4. Составление бюджетов. На этом этапе распределяются ресурсы между подразделениями и составляются разного рода бюджеты. Бюджет – это план доходов и расходов, как в денежном, так и в натуральном выражении. Определяются конкретные функции каждого подразделения и исполнители, ответственные за отдельные операции.

5. Конкретизация плана. Завершающий этап – это выработка конкретных действий в распространении принятых решений на более низкие звенья (подразделения). С этого момента уже начинается реализация плана.

Процесс планирования включает три этапа.

1 этап. Анализ стратегических проблем. На этом этапе анализируют тот рынок, на который предприятие будет работать. В процессе развития предпринимательства наряду с разрешением одних проблем будут возникать другие. Это связано с тем, что меняются потребности и запросы покупателей, внедряются новые достижения науки и техники, растет уровень развития производства, меняются рынок и стратегия конкурентов, возникают финансовые сложности и т.д. Поэтому желательно прогнозировать свою деятельность на один – пять лет.

2 этап. Прогноз будущих условий деятельности и определение задач. Для того, чтобы поставить какие-то цели, необходимо взвесить внутренние возможности предприятия, откорректировать поставленные задачи и оставить лишь те их них, которые на обозримый период времени являются разрешимыми и первоочередными.

3 этап. Выбор оптимального варианта развития. На этом этапе определяют все материальные и организационные средства развития предприятия. Этот этап является самым сложным, т.к. он включает всю информацию, полученную на первых двух этапах, вмещает в себя анализ всех возможностей предприятия и вырабатывает оптимальный вариант развития.

Второй и третий этапы требуют привлечения дополнительных специалистов в случае недостаточной компетенции руководства в вопросах управления и планирования производства.