Секторы рынка информационных продуктов и услуг

Инфраструктура информационного рынка

Инфраструктура информационного рынка- совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

1. Деловая информация . Состоит из следующих частей:

биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной и демографическим областям. Поставщиками информации являются государственные службы, компании.

коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2. Информация для специалистов. Содержит следующие части:

профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т.д.;

научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3. Потребительская информация. Состоит из следующих частей:

новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.

4. Услуги образования. Включают все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, средне профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы и пр.

5. Обеспечивающие информационные системы и средства. Состоит из следующих частей:

· программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обучение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

· технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, сопутствующие материалы и комплектующие;

· разработка и сопровождение информационных систем и технологий обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

· консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

· подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

· непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

· дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.

При рассмотрении информационного рынка можно говорить и о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которыми понимается не только торговля и посредничество, но и производство. В учебном пособии под редакцией В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова «Введение в информационный бизнес» приведены функции информационного бизнеса, которые позволяют классифицировать информацию по принадлежности:

· управление финансами и ведение учета;

· управление кадрами;

· материально-техническое снабжение;

· организация производства;

· маркетинговые исследования;

· лизинговые операции;

· консультационное обслуживание;

· страхование имущества и информации;

· организация службы информационной безопасности;

· сервисное обслуживание.