База данных. Дистанционный доступ
Информационные продукты и услуги
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носители любого физического свойства в виде документов, статей, программ, книг и т.д.
Информационный продукт совокупность данных, сформированных производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Услуга результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
В узком смысле услуга воспринимается как предоставление информационного продукта с помощью компьютера.
Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Пример. Библиотеки являются местом, где сосредоточена значительная часть информационных ресурсов страны. Основными видами информационных услуг библиотечной сферы являются:
· предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
· выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, обзоры и пр.);
· организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары и т.п.);
· выдача результатов информационного исследования (аналитические справки, отчеты и т.д.). Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном виде.
База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах и т.п.
С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.
Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
· справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
· полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
· текстовые и числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
· финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
· юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов, информационные услуги могут быть представлены в виде:
· выпуска информационных изданий;
· ретроспективного поиска информации;
· традиционных услуг научно-технической информации;
· дистанционного доступа к удаленным базам данных;
· подготовки и оказании информационных услуг;
· предоставления первоисточника.
Рассмотрим более подробно дистанционный доступ и подготовку и оказание информационных услуг.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность этих услуг нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
· высокой оперативности предоставления услуг;
· возможности отказа от собственных информационных систем.
Традиционно основными пользователями дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
В основном эти услуги представляются специальными организациями - центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.
Услуги доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
· непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
· косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователями для выяснения интересующих его вопросов и т.п.;
· услуга Down Loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
· регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователя в удобное для него время.
Подготовка и оказание информационных услуг включает:
· связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
· обработку данных в вычислительных центрах;
· программное обеспечение;
· разработку информационных систем;
· разработку информационных технологий.
Контрольные вопросы к лекции 3
1. Какое определение информационным ресурсам дает закон «Об информации, информатизации и защите информации»?
2. Чем характеризуется база данных?
3. Приведите определение информационной услуги.
4. Какими факторами определяется рост числа пользователей дистанционного доступа к базам данных?
Литература
1. Антонов А. К. Основы информационной культуры. Учебное пособие. М. 2005.
2. «Информатика-2006: электронный учебно-методический комплекс». А. К. Антонов, О. В. Пузырева. РЕГИСТРАЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО № 8602 ОТ 11 СЕНТЯБРЯ 2006 г. ФГУП «ИНФОРМРЕГИСТР» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ. Номер государственной регистрации 0320601306.
3. Информатика: Учебник/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. –М.: И74. Финансы и статистика, 1997. – 768с.: ил.
4. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-Ф3 «Об информации, информатизации и защите информации».
ЛЕКЦИЯ 4