База данных. Дистанционный доступ

Информационные продукты и услуги

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носители любого физического свойства в виде документов, статей, программ, книг и т.д.

Информационный продукт совокупность данных, сформированных производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

В узком смысле услуга воспринимается как предоставление информационного продукта с помощью компьютера.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Пример. Библиотеки являются местом, где сосредоточена значительная часть информационных ресурсов страны. Основными видами информационных услуг библиотечной сферы являются:

· предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

· выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, обзоры и пр.);

· организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары и т.п.);

· выдача результатов информационного исследования (аналитические справки, отчеты и т.д.). Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном виде.

База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах и т.п.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.

Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

· справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;

· полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;

· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;

· текстовые и числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;

· финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;

· юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов, информационные услуги могут быть представлены в виде:

· выпуска информационных изданий;

· ретроспективного поиска информации;

· традиционных услуг научно-технической информации;

· дистанционного доступа к удаленным базам данных;

· подготовки и оказании информационных услуг;

· предоставления первоисточника.

Рассмотрим более подробно дистанционный доступ и подготовку и оказание информационных услуг.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность этих услуг нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:

· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;

· высокой оперативности предоставления услуг;

· возможности отказа от собственных информационных систем.

Традиционно основными пользователями дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

В основном эти услуги представляются специальными организациями - центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.

Услуги доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:

· непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;

· косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователями для выяснения интересующих его вопросов и т.п.;

· услуга Down Loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;

· регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователя в удобное для него время.

Подготовка и оказание информационных услуг включает:

· связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;

· обработку данных в вычислительных центрах;

· программное обеспечение;

· разработку информационных систем;

· разработку информационных технологий.

Контрольные вопросы к лекции 3

1. Какое определение информационным ресурсам дает закон «Об информации, информатизации и защите информации»?

2. Чем характеризуется база данных?

3. Приведите определение информационной услуги.

4. Какими факторами определяется рост числа пользователей дистанционного доступа к базам данных?

Литература

1. Антонов А. К. Основы информационной культуры. Учебное пособие. М. 2005.

2. «Информатика-2006: электронный учебно-методический комплекс». А. К. Антонов, О. В. Пузырева. РЕГИСТРАЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО № 8602 ОТ 11 СЕНТЯБРЯ 2006 г. ФГУП «ИНФОРМРЕГИСТР» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ. Номер государственной регистрации 0320601306.

3. Информатика: Учебник/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. –М.: И74. Финансы и статистика, 1997. – 768с.: ил.

4. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-Ф3 «Об информации, информатизации и защите информации».

 

ЛЕКЦИЯ 4