Конкурентные структуры рынка и их характеристика.
Одним из признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства.
На характер конкуренции на рынке влияют: количество участников, особенности товара, барьеры, мешающие проникновению фирм на рынок и пр. Рассмотрим классификацию конкурентных структур в зависимости от числа участников:
Производители (продавцы) | Потребители | ||
много | несколько | один | |
много | двусторон. соверш. конкур. | Олигопсония | монопсония |
несколько | олигополия | Двусторон. олигополия | Огранич. монопсония |
один | монополия | Ограничен. монополия | Двусторон. монополия |
Когда количество участников на рынке так велико, что влияние каждого из них не сказывается на рынке, имеет место совершенная конкуренция.
При совершенной конкуренции:
- товар является однородным;
- не существует барьеров для входа на рынок и выхода;
- существует полная информированностьвсех участников о положении на рынке;
- цены определяются рынком.
Когда количество участников мало, то влияние каждого из них на рынок существенно и каждый из них обладает определенной монопольной властью. Это олигополия - несколько продавцов или олигопсония - несколько покупателей,
При монополии и олигополии имеют место следующие особенности:
- товар является уникальным;
- существуют высокиебарьеры для вхождения других фирм на рынок;
- осуществляется контроль над ценами.
Кроме отмеченных в таблице, существуют следующие виды конкурентных структур:
- монополистическая конкуренция - фирма участвует в общей конкуренции по данному виду продукции и выступает монополистом по узкому сегменту рынка;
- частичная монополия - вид рынка, при котором существует один крупный производитель, а остальные - мелкие;
- частичная олигополия - несколько крупных фирм, а остальные - мелкие;
- дуополия - частный случай олигополии, когда отрасль состоит из двух фирм.