Информационные ресурсы
Информационный потенциал общества. Информационные ресурсы. Информационные продукты и услуги.
Информационный потенциал общества. Информационные ресурсы. Информационные продукты и услуги. Базы данных. Библиографические базы данных. Небиблиографические базы данных. Дистанционный доступ к базам данных. Услуги доступа к базам данных: непосредственный доступ, косвенный доступ, регулярный поиск
Ресурс - запасы, источники чего-нибудь.
В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:
материальные - ресурсы совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия и т.д.;
природные ресурсы - объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
трудовые ресурсы - люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
энергетические ресурсы - носители энергии, например уголь, нефть, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономически, ни как иная категория.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие ²информационные ресурсы², обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия. С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Согласно этому закону: информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Очевидно, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Эти проблемы требуют своего решения.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.