Восприятие в процессе делового общения

Восприятие, или перцепция, представляет собой со­вокупность процессов, посредством которых формиру­ется идеальная модель (субъективный образ) объектив­но существующей реальной действительности.

Термин «социальная перцепция», т. е. социальное воспри­ятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Под социальным вос­приятием понимается целос­тный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Дж. Брунер провел целую серию исследований и показал, что восприятие, как предметов, так и других людей зависит не толь­ко от личностных, но и от социокультурных факторов. Соци­альная значимость или незначимость объекта предопределяет специфику восприятия и степень его неадекватности.

Общение, следовательно, опреде­ляется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия.

Процесс социальной перцеп­ции можно представить в следующем виде:

1. Восприятие внешнего вида и поведения наблюдаемого (ОЦЕНКА)

2. Формирование представлений о психологических качествах и состоянии наблюдаемого (ОЦЕНКА)

3. Интерпретация и прогнозирование поступков наблюдаемого, причин и следствий его поведения (ОЦЕНКА)

4. Обдумывание стратегии собственного поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых: а) видишь впервые; б) достаточно хо­рошо знаешь. В основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механиз­мы. В первом случае восприятие осуществляется на ос­нове механизмов межгруппового (ролевого) общения, во втором — механизмов межличностного общения.