Составляющие имиджа и механизмы его формирования

С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества повышаются требования к формированию имиджа. Он становится полноценным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии. Работа над ним опирается на объективные закономерности и процессы, тем самым всё больше приближаясь к науке «управления впечатлением» и удаляясь от искусства.

Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж. Неслучайно имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой имиджа, стремились выделить составляющие его элементы, которые в обобщенном виде отражены в виде схемы

Структура включает в себя:

1. Природный компонент – физические, психофизиологические особенности, темперамент, возраст, пол, органические поражения.

2. Личностный компонент – качества, приобретаемые личностью как следствие образования и воспитания: нравственные, коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и т.д.

3. Профессиональный компонент – качества связанные с профессиональным опытом и деятельностью: профессиональная компетентность, знания, умения, навыки; индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

4. Поведенческий компонент – отражает разные аспекты поведения человека в различных ситуациях: лидерское поведение вообще, поведение в сложных ситуациях, следование нормам деловой этики и т.д.

 

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ

Кинестетический компонент

Ольфакторный компонент

Аудиальный компонент

Визуальный компонент

 

Согласно данной структуре, имидж представляет собой целостность, которая включает в себя характеристики, определяющие его индивидуальность. Среди обозначенных характеристик присутствуют не только естественные свойства личности, но и те которые могут быть созданы искусственным путем.

Структуру имиджа можно представить и по-другому:

Согласно данной схеме имидж составляют компоненты несущие символические характеристики:

1. Визуальный компонент-осанка человека, внешняя привлекательность, одежда, ее цвет и стиль; символы статуса и т.д.

2. Аудиальный компонент – тембр голоса и интонация; манера говорить, скорость и громкость речи, артикуляция и т.д.

3. Кинестетический компонент – жесты, телодвижения, мимика, направление и движение взгляда и т.д.

Ольфакторный компонент – запаховое воздействие человека.

Рассмотрим выделенные структурные компоненты имиджа, объединяющие ряд характеристик, более подробно.