Методика проведения внутренней проверки основных средств

Технология проведения внутренней проверки представляет собой ряд последовательных действий-этапов. Представим их в виде таблицы:

Таблица. Этапы проведения внутренней проверки основных средств на предприятии ООО «Интеллект 341»

 

Этапы внутренней проверки Характеристика этапов
1 Выбор объекта для проверки Объект проверки может быть выбран по : 1)наибольшему удельному весу в стоимостном или натуральном выражении; 2)о.с. стратегического назначения; 3)о.с., первичные документы которых утеряны; 4)другое желание бухгалтера или руководителя.
2 Организационный Издается приказ (распоряжение) о сроках и ответственных лицах проведения внутренней проверки, определяется возможность осмотра основных средств, учетных документов. Бухгалтер должен поднять инвентарные карточки, где описаны движения основных средств по датам, затем подготовить соответствующие папки с первичными документами. Также необходимо подготовить свод нормативных документов, на основании которых организован учет и бланки контрольных таблиц для документирования результатов проверки.
3 Наблюдение, сбор, обработка и документирование информации, выявленной в ходе проверки Осуществляется непосредственно сам процесс учёта основных средств: наблюдение, обработка первичных документов, а также бухгалтерских проводок.
4 Оценка состояния проверяемого объекта Собранную и задокументированную информацию проверяющий анализирует и делает выводы о соответствии учета основных средств учетной политике и существующему законодательству РФ.
5 Разработка мероприятий и выработка решений, способствующих устранению выявленных нарушений и недостатков. Оформление отчетных документов для заинтересованных лиц. На основании имеющейся информации проверяющий может предложить, как откорректировать выявленные ошибки учета и рекомендовать ряд мероприятий для оптимизации учета основных средств. Все это будет зафиксировано в отчетном документе для заинтересованного лица, подписанное проверяющим. Копия такого документа также должна быть в папке с рабочей документацией внутренней проверки учета основных средств. Заинтересованным лицом в данном случае является инициатор внутренней проверки. Это может быть главный бухгалтер, начальник подразделения, начальник отдела экономики и т.д. Если внутреннюю проверку решила провести сама бухгалтерия и объем выбранной области проверки не велик, в этом случае бухгалтер может не издавать приказ, т.к. он имеет право распределять работу между подчиненными.

 

 

Представим основные формы рабочих документов внутренней проверки.

 

Форма № 1 «Акт внутренней проверки основных средств ……………………..

на ………..200…г.»

Критерии учета Положением какого документа регламентируется Замечания Последствия нарушения
       

 

 

ФИО и подпись внутреннего проверяющего.

 

Форма № 2 «Отчет о проведении внутренней проверки ………………………..

на предприятии…………………………. на ………… 200…г.

 

1. Дата начала и окончания проверки с ………….. по……….

2. Проверяющий(ие): …………………………………………. .(ФИО)

3. Область проверки:…………………………………………………………...

4. Материально-ответственные лица:…………………………………………

5. Процедуры проверки:……………………………………………………….

6. Нормативная база

7. Эксперты

8. Особые условия

9. Замечания

10. Предложения по оптимизации и восстановлению учета.

 

ФИО и подпись внутреннего(их) проверяющего(их)

 

Всю ответственность за информацию, представленную в отчете несет проверяющий, поэтому все его сомнения и неоднозначность оценки учета представляются в строке «особые условия». Там же указываются нестандартные обстоятельства: например авария, пожар, утеря документов и технические препятствия. После окончания проверки все документы, оформленные в ходе внутренней проверки подшиваются в отдельную папку и хранятся для определения типичных ошибок и узких мест учета, а также для контроля за исправлением и недопущением вновь обнаруженных недостатков учета.