Учетная политика, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета

законопроект уделяет больше внимания учетной политике организации В настоящее время действующее законодательство, а это - Закон 129-ФЗ и ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", содержат небольшое противоречие относительно круга лиц, которые вправе формировать учетную политику.
Закон N 129-ФЗ определяет, что формировать и нести ответственность за учетную политику организации может лишь главный бухгалтер, а при отсутствии такой должности в организации - просто бухгалтер. В то же время ПБУ 1/2008 говорит, что это также может сделать сам руководитель или стороннее лицо, с которым фирма заключила договор на ведение бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия, специализированная организация или бухгалтер - специалист).
Введение нового закона фактически дублирует норму ПБУ 1/2008 в части формирования учетной политики экономического субъекта, чем снимет существующие противоречие.
В отличие от действующего Закона, рассматриваемый законопроект не предусматривает применения обязательных унифицированных форм первичной учетной документации!
Согласно пункту 4 статьи 9 формы первичных учетных документов утверждает руководитель по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом необходимо, чтобы первичный учетный документ содержал перечень обязательных реквизитов, которые, впрочем, не поменялись.
Так же законопроект определяет, что теперь первичный учетный документ может быть составлен не только на бумажном носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Таким образом, Законопроект предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации и не требуется их соответствия утвержденным унифицированным формам.
Некоторые эксперты считают, что возможно возникновение определенных конфликтов по этому поводу - как между хозяйствующими субъектами, так и между ними и государственными органами.
Однако, по моему мнению, отсутствие унифицированных форм, предлагаемых государством, и придание организациям самостоятельности в их разработке особо не отразится на нашей хозяйственной деятельности. Я предполагаю, что эту нишу займут организации, занимающиеся разработкой и поддержкой автоматизированных компьютерных программ управления и учета, которые в настоящее время установлены практически во всех организациях.
Отдельная статья Законопроекта посвящена регистрам бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (пункт 5 статьи 10 Законопроекта).
Впервые в регистрах предусмотрены обязательные реквизиты (пункт 4 статьи 10 Законопроекта):
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- дата начала и окончания ведения регистра и другие.
Если рассматриваемый Законопроект будет принят, то регистры бухгалтерского учета будут рассматриваться с той же тщательностью, что и регистры налогового учета. Следовательно, все нововведения необходимо отразить в бухгалтерской программе, где будут формироваться первичные учетные документы и бухгалтерские регистры.

5. Новый закон о Бухгалтерском учете: инвентаризация активов, предоставление бухгалтерской отчетности, обзор изменений

Относительно инвентаризации, единственным отличием от действующего сейчас закона 128-ФЗ является то, что он не содержит перечня обязательных условий ее проведения, а лишь отсылает к нормам федерального законодательства, федеральным и отраслевым стандартам.
Законопроект не устанавливает сроки для представления в налоговую инспекцию годовой и квартальной отчетности.Он содержит указания только в отношении обязательного экземпляра годовой отчетности, направляемого в орган государственной статистики.
Таким образом, в случае принятия нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" появится необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Иначе обязанность представлять отчетность налоговым органам будет неосуществима.
Сроки предоставления отчетности не изменились. Как и сейчас, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Так же следует отметить, что законопроект предусмотрел особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица.
Следует отметить, что Закон N 402-ФЗ отдельно подчеркивает, что сведения бухгалтерского учета не могут составлять коммерческую тайну.

Вступление в силу и краткие выводы
Закон N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" вступит в силу 01.01.2013. Однако нормативно-правовой механизм им предусмотренный заработает только после утверждения федеральных и отраслевых стандартов.
1). Круг лиц, обязанных вести бухучет расширен. Упразднена возможность отказа для организаций, применяющих УСН, от ведения бухучета. Вместе с тем Закон N 402-ФЗ предусматривает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для субъектов малого и среднего предпринимательства
2). Полностью поменяется система норм, регламентирующих бухучет в России, на смену ПБУ и приказам Минфина, которые сейчас предписывают нам правила в одностороннем порядке, придут стандарты и рекомендации.

3). Только руководителям малого и среднего бизнеса будет позволено совмещать функции руководства и ведения бухгалтерского учета.
Также, путем получения письменных распоряжений в случае конфликтов бухгалтерам дана возможность избежать ответственности за противозаконные или ошибочные действия, к которым их понуждает руководство.

Что такое внутренний контроль?

ФЗ № 402 – ФЗ введено новое понятие внутреннего контроля. На основании ст. 2 этого Закона осуществлять внутренний контроль совершения фактов хозяйственной жизни должен каждый экономический субъект. А организации, подлежащие обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, с 01 января 2013 года в организациях должны появиться отделы или должностные лица, которые будут выполнять функции внутренних контролеров. Это правило не относится только к субъектам малого и среднего предпринимательства, где руководитель организации возложил ведение бухгалтерского учета на себя.

Что изменилось в сфере бухгалтерских документов?

ФЗ № 402-ФЗ внес значительные изменения в правила, связанные с оформлением и применением следующих документов:

– первичные документы

Эти документы фиксируют каждый факт хозяйственной жизни экономического субъекта. С момента вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете формы первичных документов будут разрабатываться лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждаться руководителем экономического субъекта. Унифицированные формы применять не обязательно, но организация может взять их за основу при разработке своих форм первичных документов.

Также необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не содержит правила о лицах, обязанных подписывать первичные документы. Обязательные реквизиты, между тем, остались прежними.

– регистры бухгалтерского учета

Аналогично с первичными документами, регистры бухгалтерского учета должны быть разработаны лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждены руководителем экономического субъекта. Единственным правилом является необходимость соблюдения правил п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ, который устанавливает обязательные реквизиты для регистров бухгалтерского учета.

Также, следует отметить, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности более не является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Как внести исправления в бухгалтерские документы?

Новый Закон о бухгалтерском учете более четко регламентировал процесс внесения изменений в бухгалтерские документы. В соответствии с ним в первичных учетных документах допускаются исправления, если иное не предусмотрено действующим федеральным законодательством в сфере бухгалтерского учета (п. 7 ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ).
В регистры бухгалтерского учета можно вносить исправления только с разрешения лица, ответственного за ведение такого регистра (п. 8 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Исправления и первичных документов и регистров бухгалтерского учета должны содержать:
– дату исправления;
– подписи и ФИО лиц, которые составили первичный документ, или лица, ответственного за ведение регистра бухгалтерского учета.

Также, необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не предусматривает запрета на внесение исправлений в банковские и кассовые документы.

 

Тема 2: «Учет денежных средств»

Вопрос 2.1: «Учет денежной наличности в кассе»

 

Порядок ведения кассовых операций следующий:

· Оформление первичных документов по приходу и расходу денежных средств;

· Регистрация первичных документов в журнале регистрации;

· Запись в Кассовую книгу (под копирку в двух экземплярах), ежедневный подсчет остатка;

· Сдача в бухгалтерию отчета кассира (2-й экземпляр кассовой книги) с приходным и расходным документами под расписку бухгалтера в кассовой книге.