Вопрос 5.2. Стандартизация шпоночных соединений

Шпоночные и шлицевые соединения применяются для передачи крутящих моментов в различных механизмах.

Стандартизовано три типа шпоночных соединений:

1 – с призматическими шпонками;

2 – с сегментными шпонками;

3 – с клиновыми шпонками.

Рассмотрим шпоночное соединение с призматической шпонкой. Поперечные размеры шпонки b, h, глубина паза вала t1 и паза втулки t2 определяются по стандарту в зависимости от диаметра вала d (Рис. 5.3.).

Рис. 5.3. Размеры шпоночного соединения

 

По рекомендациям стандарта на глубину паза вала и втулки высоту шпонки h допуски установлены по грубым 11-14 квалитетам точности. Посадки по ширине шпонки образованы в системе вала, т.е. различные зазоры и натяги обеспечиваются путем изменения полей допусков по ширине пазов в сочетании с полем допуска h9 шпонки по ширине. Для ширины паза вала и втулки, в зависимости от условий работы, рекомендовано назначать три типа шпоночного соединения:

- свободное, с полями допусков паза вала по Н9, паза втулки по D10, обеспечивающие посадки с зазором (рис 5.4);

- нормальное, с полями допусков N9 и Js9 соответственно;

- плотное, с полями допусков Р9.

Рис. 5.4. Посадки шпонки по ширине паза вала и втулки