Принятие нормативных правовых актов
Законы и другие нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
Правительство РФ составляет план законопроектных работ. При этом учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных организаций. Вносимые предложения проходят экспертную оценку в Министерстве юстиции РФ с привлечением в необходимых случаях соответствующих институтов и организаций.
Органы исполнительной власти субъектов РФ получают планы законопроектных работ Правительства РФ для практического использования и участия в подготовке документов.
Заказчиком законопроекта выступает, как правило, федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку законопроекта. Проекты законов помимо Правительства РФ, могут представляться Советом Безопасности и Главным государственно-правовым управлением Президента РФ.
Проекты законов и законодательных предложений направляются в Государственную Думу ответственными за их подготовку подразделениями с приложением следующих документов:
• обоснование необходимости принятия;
• оценка согласованности с другими нормами;
• ожидаемые социально-экономические и иные последствия применения;
• финансово-экономическое обоснование.
Законопроекты, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Проекты по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ в предварительном порядке направляются органам исполнительной власти субъектов РФ.
Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения им закона (наложения вето) палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий.
Вето Совета Федерации преодолевается Государственной Думой при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов общего числа депутатов.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы. После этого он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.
При рассмотрении в Парламенте проектов, законодательных инициатив, указов присутствуют официальные представители Президента РФ. Ими могут быть Председатель Правительства РФ, его заместители, министры, руководители других органов исполнительной власти, советники Президента РФ.
Полномочными представителями Правительства РФ в парламенте являются статс-секретари, ими назначаются руководители соответствующих министерств и ведомств. Они отвечают за прохождение законопроектов, взаимодействие с палатами, получение законодателями информации от министерств и ведомств.
Принятый парламентом закон направляется Президенту РФ. Если Президент его отклоняет, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. В случае одобрения в ранее принятой редакции закона большинством не менее 2/3 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления в силу.
Основным нормативным правовым актом, выражающим текущую финансово-экономическую политику государства, является Закон «О федеральном бюджете». Его принятие имеет важное социально-экономическое значение, особенно для бюджетной сферы, а разработка осуществляется по особой процедуре.
|
законодательной
инициативы
Президент РФ
|
Члены Совета
Федерации
|
Депутаты Госдумы
Правительство РФ
Законодательные
(представительные)
органы власти
субъекты РФ
Конституционный
Суд РФ
Высший
Арбитражный
Суд РФ
Верховный
Суд РФ