Введение

Тема № 6. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

 

План лекции:

Введение

1. Понятие и содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти

2. Функции органов исполнительной власти, основные принципы их организации и деятельности

3. Особенности административно-правового статуса федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств

Источники

Впоследние годы особое внимание в России уделяется проблемам, совершенствования исполнительной ветви власти, созданию механизмов для ее эффективного функционирования, формированию оптимальной системы органов, осуществляющих повседневное государственное управление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельность государства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих, как в центре, так и на местах.

В настоящее время роль как федеральных, так и органов исполнительной власти субъектов России в осуществлении социально-экономических преобразований в Российской Федерации объективно возрастает. Исторический опыт свидетельствует, что экономические, социальные и иные реформы могут дать необходимый эффект лишь в сочетании, а порой и на основе соответствующей организации деятельности органов исполнительной власти, единственно способных материализовать любую идею государственного строительства, перевести ее на уровень повседневной практической работы, дающей зримые результаты. Теоретические разработки проблем связанных с правовым статусом органов исполнительной власти представляют значительный научный и практический интерес. Все большее число ученых обращается к исследованию вопросов административного права, связанных с организацией деятельности органов государственной власти, и в особенности, органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации. Эта проблема представляется достаточно сложной и многоплановой, требующей глубокого теоретического осмысления и комплексного анализа нормативного материала.

Также следует напомнить, что отсутствие легальных дефиниций таких базовых понятий, как «исполнительная власть», «орган исполнительной власти», «система и структура органов исполнительной власти», «компетенция органа исполнительной власти», является существенным препятствием на пути осуществления модернизации государственного управления, негативно влияет на определение правового статуса органов исполнительной власти.

Не случайно одним из факторов в процессе совершенствования системы государственного управления является учет федеративного устройства Российской Федерации, экономических, политических, социальных и культурных особенностей ее регионов. На предыдущих лекциях упоминалось, что в рамках административной реформы на основании Указа Президента Российской Федерации № 724 – 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации» была осуществлена модернизация системы федеральных органов исполнительной власти, завершившаяся их функциональным разделением.