В машиностроении
Тема 4. Стандартизация
Одним из факторов, обеспечивающим качество машин и других изделий промышленности является уровень взаимозаменяемости. Под взаимозаменяемостью понимается принцип конструирования, изготовления изделий обеспечивающий равноценную замену одного экземпляра продукции однотипным с обеспечением качества и работоспособности. Для сборочных единиц взаимозаменяемость обеспечивает бесподгоночную сборку.
Основная цель стандартизации в машиностроении – обеспечение взаимозаменяемости продукции, технической и информационной совместимости и качества изделий на таких этапах жизненного цикла как проектирование, производство и эксплуатация.
Свойство собираемости и возможности равноценной замены любого экземпляра взаимозаменяемой детали или узла любым другим однотипным экземпляром позволяет изготавливать детали в одних цехах машиностроительных заводов, а собирать в других. При сборке используются стандартные крепежные детали, подшипники качения, электротехнические, резиновые и пластмассовые изделия, получаемые по кооперации от других предприятий. При полной взаимозаменяемости сборку выполняют без доработки деталей и сборочных единиц. Такое производство называется взаимозаменяемым. Взаимозаменяемое производство в металлообрабатывающей промышленности впервые в мире было осуществлено в 1761 году на Тульском и Ижевском заводах при массовом изготовлении ружей
Взаимозаменяемость изделий обеспечивается их изготовлением по определенным нормам точности, которые должны устанавливаться нормативными документами, т.е. стандартами в машиностроении.
Взаимозаменяемость в машиностроении возможно лишь на основе изготовления деталей и изделий с определенной нормируемой точностью геометрических параметров, физико-механических свойств и других показателей. Ниже рассматриваются лишь нормы точности геометрических параметров поверхностей деталей, которые являются основой их взаимозаменяемости.