ТЕМА 4. МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

4.1. Право молодых специалистов на труд.

4.2. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов как социальный процесс.

 

4.1. Право молодых специалистов на труд

 

Важная роль в реализации своего права на труд специалистами принадлежит комиссиям по их персональному распределению.

Состав комиссии утверждается руководителем учебного заведения. Комиссии знакомятся с объективными данными выпускников, заслушивают и обсуждают рекомендации учебного заведения о наиболее целесообразном направлении специалистов на работу. Однако до начала персонального распределения руководители учебных заведений должны ознакомить специалистов с Положением, местами и планами распределения, договорами, которые заключены заведениями образования с организациями о подготовке специалистов (рабочих) заявками на специалистов (рабочих), с порядком работы комиссии. В этих целях министерства и другие центральные органы госуправления, в распоряжении которых направляются специалисты, сообщают министерствам, в ведении которых находятся высшие и средние специальные учебные заведения, важнейшие сведения для информирования комиссий и специалистов: перечень рабочих мест, предоставляемых выпускникам по каждому учебному заведению; должности; размер зарплаты; вид предоставляемой жилой площади, т.е. условия, составляющие содержание будущего трудового договора, заключаемого со специалистом.

Следует иметь в виду, что должности по штатному расписанию, на которые в текущем году должны быть приняты по персональному распределению специалисты, не подлежат замещению другими работниками или могут замещаться по срочному трудовому договору. При наличии указанных сведений в назначенные дни комиссия приступает к персональному распределению специалистов, заслушивает и обсуждает также их личные пожелания о будущей работе. Уже в процессе персонального распределения для специалистов устанавливаются дополнительные гарантии права на труд, которые реализуются по окончании ими высших и средних специальных учебных заведений. Они выражаются в том, что каждому специалисту заблаговременно, не позднее, чем за 2 месяца до окончания учебного заведения, комиссия обеспечивает предоставление работы в соответствии со специальностью и квалификацией, приобретенной в учебном заведении.

Интересный опыт в работе со специалистами накоплен НПО «Интеграл». Несмотря на далеко не легкое экономическое положение, которое испытывают промышленные организации в настоящее время, в объединении все специалисты закреплены за опытными наставниками и в течение первого года работы проходят стажировку. Руководителям стажировки в зависимости от количества закрепленных специалистов в коллективном договоре предусматривается надбавка к должностному окладу до 50%. Не забыты и специалисты, владеющие иностранными языками. Им также предусмотрена доплата к должностному окладу. Практически все специалисты включаются в резерв кадров и с ними организуется дополнительная учеба в школе резерва. Ежегодно проводятся собрания, конференции специалистов и молодых ученых-рационализаторов. Для молодых специалистов также предусмотрено преимущественное право предоставления общежитий.

Эти и другие меры способствуют закреплению специалистов, создают более благоприятную обстановку для творческого роста.

Действующим законодательством о труде и Положением установлены льготы при распределении отдельным специалистам. Например, выпускникам, которые имеют инвалидность I и II группы или являются детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, работа предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту постоянного жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия в одно на свободных мест трудоустройства.

В соответствии с п.14 Положения выпускникам, которые имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I или II группы, работа предоставляется с учетом их просьбы, по возможности, по месту постоянного жительства родителей, мужа (жены). Выпускнику - мужу (жене), лицу, избранному на выборную должность в государственные органы, а также лицам из числа военнослужащих Вооруженных Сил, иных войск и воинских формирований, сотрудников Службы безопасности Президента, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников работа по возможности предоставляется по месту прохождения их службы. На выпускников - мужа (жены), военнослужащего срочной службы, а также курсанта военных училищ, эта льгота не распространяется. Льготы при распределении даны также супругам, оканчивающим учебные заведения одновременно. Им работа предоставляется в организациях, расположенных в одном населенном пункте. Если один из супругов оканчивает учебное заведение раньше другого и распределен комиссией по персональному распределению, то другому выпускнику - жене (мужу) работа по возможности предоставляется в том же населенном пункте. По месту постоянного жительства семьи (мужа, жены, родителей) по возможности предоставляется также работа молодым специалистам - беременным женщинам и матерям или отцам, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет на момент окончания учебного заведения.

Когда комиссия не может предоставить работу выпускнику в связи с отсутствием мест трудоустройства по полученной специальности и квалификации, а также инвалидам I или II группы, избранным на выборную должность в госорганы, военнослужащим, имеющим право на льготы и другим категориям молодых специалистов, предусмотренным в п.п. 15-18 Положения, им предоставляется возможность самостоятельного трудоустройства с выдачей справки о самостоятельном трудоустройстве согласно установленному образцу. Выдача свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве выпускникам осуществляется учреждением образования не позднее, чем за 5 дней после окончания ими учебы. На специалистов, которые направляются на работу в организации, расположенные в зонах радиоактивного заражения, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством.

Комиссии по персональному распределению специалистов при выборе мест будущей работы предоставляют преимущественное право выпускникам-отличникам. Когда специалист не трудоустроился после окончания учебы по распределению в связи со службой в Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях, но имеет намерение работать по месту распределения после окончания службы, он должен письменно уведомить об этом нанимателя. Специалистам, которые получили направление на работу по окончании учебного заведения, предоставляется отпуск продолжительностью 1 календарный месяц независимо от того, когда у них были последние каникулы в учебном заведении. За период отпуска им выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, полученной в последнем семестре, за счет средств организаций, в которые молодые специалисты направлены на работу. При этом выпускникам педагогических специальностей выплачивается денежная помощь из расчета месячной стипендии, которую выпускник получал в последнем перед выпуском семестре за 45 календарных дней за счет бюджетных средств. В этот период включается месячный отпуск независимо от того, когда были последние каникулы в учебном заведении.

Выпускникам учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, которые обучаются не более 10 месяцев, время обучения засчитывается в рабочий год. Этот год дает право на трудовой отпуск. В тех случаях, когда выпускник не получает стипендию в последнем перед выпуском семестре, соответствующая денежная помощь ему выплачивается исходя из расчета социальной стипендии. Выпускникам учреждений, которые находятся на государственном обеспечении, за время отпуска, кроме стипендии, выплачивается денежная компенсация за питание исходя из установленных норм.

Следует иметь в виду, что кроме вышеупомянутых выплат и льгот выпускникам из числа детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, после окончания учебного заведения выдается одежда, мягкий инвентарь, оборудование и денежная помощь в соответствии с нормами законодательства. Однако если выпускники учреждений образования получили возможность самостоятельного трудоустройства, денежная помощь за период отпуска не выплачивается. Специалистам, которые прибыли на работу по персональному распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при недостаточности собственного жилого фонда могут выделить средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений у граждан.

Указанные органы и организации могут также выдавать специалистам кредиты на индивидуальное строительство, покупку мебели и иного жилищно-бытового и сельскохозяйственного инвентаря, а также принимать их без очереди в жилищные строительные кооперативы.

При направлении в порядке распределения на работу выпускников, когда это связано с переездом в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению), им гарантируются выплаты, предусмотренные законодательством.

Специалистам, переезжающим на работу в другую местность, выплачивается зарплата исходя из должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более, чем за 6 дней, а также за время нахождения в пути. Если заранее невозможно определить размер причитающейся специалисту компенсации, то ему выдается аванс. К членам семьи специалиста, на которых выплачиваются компенсации, относятся муж, жена, а также дети и родители обоих супругов, находящиеся на его иждивении и проживающие вместе с ним.

 

4.2. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов как социальный процесс

 

Процесс адаптации относится к особому роду направленных процессов, которые имеют тенденцию к накоплению, концентрации. Каждая последующая стадия таких процессов качественно отличается от предыдущей, но при этом включает в себя её результат.

Наиболее полным является описание процесса адаптации, включающее пять взаимосвязанных этапов:

1) первичная реакция на изменения;

2) ориентировка;

3) внутренняя переработка и осмысление;

4) действия, направленные на изменение;

5) продуктивное взаимодействие.

При описании процесса адаптации необходимо отследить изменения, происходящие в личности на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом, подробно охарактеризовать задачи, решаемые личностью на каждом из этапов.

В качестве нарушений процесса адаптации следует рассмотреть такие как:

1) неудачная реализация (неадекватное выполнение) основной задачи конкретного этапа;

2) пропуск этапа;

3) фиксация на определенном этапе;

4) нарушение поступательного движения и возвращение к предыдущему этапу.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Раскройте сущность и характеристики права молодых специалистов на труд.

2. Дайте определение социально-психологической адаптации молодых специалистов как социального процесса.

3. В чем заключается функции комиссии по персональному распределению молодых специалистов?