Механизм, цели и принципы стандартизации

 

Рассмотрим механизм стандартизации, включающем четыре этапа, на примере конкретного объекта.

1 Отбор объектов стандартизации. Допустим, существует определенная совокупность объектов и действий с ними. Например, в учреждении используется определенный набор организационно-распорядительных документов – приказов, рапортов, докладных записок. Некоторые из них составляются систематически, другие в разовом порядке. Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты. В нашем примере – отдельные типы документов.

2 Моделирование объекта стандартизации. Процессу стандартизации подвергаются не сами объекты как материальные предметы, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства), т.е. абстрактная модель реального объекта. Например, для организационно-распорядительного документа такими признаками являются: состав реквизитов (наименование организации, наименование документа, юридический адрес); оформление реквизитов (форма, содержание, месторасположение); требования (к учету, содержанию).

3 Оптимизация модели. В разных организациях варианты исполнения объекта, т. е. документа, могут быть разными. В частности, возможны различный состав реквизитов, различное их оформление, использование разных бланков и т. д. Задача стандартизаторов на данном этапе – унифицировать документ, отобрав наилучший вариант состава реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается общенаучными методами и методами стандартизации (симплификация, типизация, селекция). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.

4 Стандартизация модели. На этом, заключительном этапе осуществляется собственно стандартизация – разработка нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели. Таким образом, непосредственным результатом стандартизации является нормативный документ.

Стандартизацию следует рассматривать как практическую деятельность, как систему управления и как науку.

Стандартизация как практическая деятельность заключается в установлении нормативных документов по стандартизации и применению правил, норм и требований, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах общественного производства и социальной жизни. Эта деятельность направлена на:

- комплексное нормативно-техническое обеспечение всестороннего совершенствования управления народным хозяйством;

- интенсификацию общественного производства и повышение его эффективности;

- ускорение научно-технического прогресса и улучшение качества продукции;

- рациональное и экономное использование ресурсов.

Стандартизация как система управления практической деятельностью осуществляется в Российской Федерации на основе Государственной системы стандартизации (ГСС), являющейся системой планового управления практической деятельностью по стандартизации. Она опирается на комплекс нормативно-технических документов, устанавливающих взаимоувязанные требования по организации и методике выполнения практических работ по стандартизации.

Стандартизация как наука о методах и средствах стандартизации выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в целом и по ее отдельным направлениям. Развитие стандартизации как науки помогает улучшать систему организации этой деятельности и способствует совершенствованию практических работ в этой области.

Целями стандартизации с соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» являются:

- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

- добровольного применения документов в области стандартизации. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от места происхождения продукции, осуществления ЖЦП, выполнения работ или оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц. Необходим максимальный учет законных интересов производителей и потребителей при разработке стандартов. Участники работ по стандартизации должны учитывать возможности производителя и требования потребителя и найти некоторый консенсус, который понимается как общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон. Причем консенсус не предполагает полного единодушия.

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключением являются случаи, когда такое применение невозможно вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим, географическим и другим особенностям Российской Федерации, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. При формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Этот принцип касается главным образом, СТО. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменений и отмены СТО устанавливается ими самостоятельно, но при их разработке необходимо учитывать принципы стандартизации и правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления.

3 Правовые основы стандартизации. ФЗ «О техническом регулировании»

 

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-Ф3 (последние изменения от 30 декабря 2009 года). Он обязателен для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам;

- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП;

- оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Для целей настоящего закона в области стандартизации используются следующие понятия:

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов ЖЦП, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации, которым в настоящее время является агентство Ростехрегулирование.

Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов ЖЦП и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Технический регламент - документ, который межправительственным соглашением, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам ЖЦП, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Региональная организация по стандартизации - организация, участниками которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

Стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства.

Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Свод правил иностранного государства - свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства.

Региональный свод правил - свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации.