Проверка кассовых операций
Начинается проверка с установления тождественности остатков по счету 50 «Касса» на начало проверяемого периода путем сверки записей в кассовой книге, кассовом отчете, журнале-ордере № 1, Главной книге и балансе организации.
Проверяя соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций, необходимо обратить внимание на правильность документального оформления операций по кассе, при этом устанавливается:
-полнота заполнения реквизитов приходных и расходных кассовых документов;
- обязательная регистрация приходных и расходных ордеров, платежных ведомостей и др.
- наличие подписей ответственных лиц и получателей денежных средств;
- отсутствие исправлений, подчисток;
Для подтверждения данных вопросов изучаются отчеты кассира с приложенными документами и кассовая книга.
При проверке правильности оформления ПКО обращают внимание на использование ордеров установленной типовой формы, а также наличие пропуска в нумерации. При проверке РКО выясняют имеется ли разрешительная подпись руководителя организации, главного бухгалтера, кассира и получателя денежных средств.
Далее в ходе проверки ревизор (аудитор) устанавливает достоверность, законность и экономическую целесообразность совершенных кассовых операций. Для этого тщательно анализируется полнота и своевременность оприходования денег в кассу, полученных со счетов организации в банке. Это устанавливается путем встречной и взаимной сверки данных банковских выписок, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге.
Находящиеся в кассе почтовые и гербовые марки, лотерейные билеты, путевки в дома отдыха и санатории принимаются к учету как денежные документы, при их пересчете составляются специальные описи, в которых указывается их наименование, серии, номера, сроки действия и другие специфические признаки, а также номинальная стоимость. Отдельно при пересчете составляется опись по бланкам строгой отчетности, в которой указываются виды бланков, номера, количество по каждому виду. Проверка денежных документов должна сопровождаться полной инвентаризацией их с составлением соответствующего акта. Прежде всего в процессе контроля следует убедиться в равенстве остатков данных аналитического учета остатку по синтетическому счету 50/3 "Денежные документы". По данным аналитического учета необходимо установить своевременность и правильность оприходования денежных документов в количественном и суммовом выражении на счет 50/3 "Денежные документы".
Проверяя операции по приобретению и выдаче путевок в санатории, дома отдыха и другие, следует выяснить, за счет каких источников приобретались путевки; какая часть их стоимости не возмещается получателями; своевременно и в полном ли объеме поступают в кассу деньги от получателей путевок; выдаются ли путевки работникам предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом; нет ли случаев невыдачи путевок лицам, не работающим на данном предприятии.
При выявлении случаев нарушения установленного порядка выдачи путевок и их оплаты следует выявить причины и виновных в этом лиц, а также размер недоплаченных сумм в кассу предприятия.
По лимитированным чековым книжкам целесообразно составить отдельную опись с указанием даты их получения в банке, номеров использованных и оставшихся чеков.
Предприятия могут хранить в кассе наличные деньги в пределах лимита, который устанавливается руководителем юридического лица.* Вся денежная наличность сверх лимитов должна сдаваться в банк для зачисления на счета. Исключением являются суммы, полученные для выплаты заработной платы (оплаты труда). Если в течение трех дней со дня получения денег в банке не будут выплачены заработная плата (оплата труда), пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и премии, то указанные суммы депонируются и вносятся в банк.
Чтобы проверить, как соблюдается установленный лимит остатка денег в кассе, необходимо сопоставить фактические остатки денег на отдельные даты с лимитом остатка, установленного приказом руководителя юридического лица *При подсчете фактических остатков денег в кассе исключаются наличные деньги, предназначенные для выплаты заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, пенсий и премий. Оперативный контроль за остатком денег в кассе осуществляется на основании кассовых отчетов.
Использование наличных денег по целевому назначению проверяется сопоставлением данных о полученных в банке деньгах с данными об их расходовании.
Тщательной проверке подлежат операции по оприходованию выручки за реализованные товарно-материальные ценности, продукцию и оказанные услуги работникам организации за наличный расчет.
При проверке выплат наличных денег по платежным ведомостям следует выборочно установить, все ли внесенные в расчетно-платежные ведомости лица работали в организации и нет ли среди них подставных лиц. Нужно проверить итоги в платежных ведомостях, так как нередко допускаются факты умышленного завышения итогов в графе "К выдаче на руки" на предполагаемую сумму присвоения. При этой проверке обращают внимание на величину выплаченных сумм отдельным лицам с последующей проверкой их реальности, на дописанные суммы, подчистки, неоговоренные исправления, некачественно оформленные доверенности и т.п. Во всех ведомостях надо проверить подлинность подписей получателей денег. Для этого подписи в одних ведомостях сопоставляются с подписями в других, причем особое внимание обращается на поправки и подчистки.
Своевременность и полнота внесения в банк неиспользованных денежных сумм проверяются путем сопоставления даты и суммы зачисления денег на соответствующий счет согласно выписке банка с датой окончания массовой выплаты денег, указанной в разрешительной надписи на платежных ведомостях, и депонирования заработной платы и других невыплаченных сумм, а также с датой и суммой оприходования денег в кассу по прочим поступлениям.
При проверке кассовых отчетов устанавливают соответствие записей кассовых отчетов приложенным к ним документам, правильность подсчета оборотов по приходу и расходу, определения остатка на конец отчетного периода и переноса его с одной страницы на другую, а также соответствие остатка по отчету кассира на конец месяца остатку по счету 50 «Касса» в Главной книге.
Необходимо иметь в виду, что чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки с надписью "Аннулировано" следует хранить подклеенными к корешкам чеков.
Проверяя кассовую дисциплину, следует выяснить соблюдение:
- остатка наличных денег в кассе установленному руководителем юридического лица лимиту *;
- установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицам (не более 300 базовых величинна протяжении одного дня с каждым юридическим лицом и ИП*, путем внесения наличных денег, с последующим зачислением на текущие банковские счета. Ограничение в 300 БВ в день на расчеты наличными между субъектами хозяйствования не распространяются на: оплату услуг юридических лиц; оплату товаров осуществляющих через магазины-склады и розничную торговлю; оплату услуг оказываемых органами управления рынками; оплату топлива и услуг юр.лиц, реализующих топливо;)
- своевременности оприходования в кассу наличных денежных средств;
- установленных сроков сдачи выручки в кассу банка.
- сроков возврата неиспользованных сумм, выданных под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы;
- целевого использования наличных денежных средств, полученных из касс банков.
Юридические лица могут использовать выручку на расчеты наличными денежными средствами с юридическими лицами, причем без разрешения банка.Выручка – все наличные денежные средства, поступившие в кассу юридического лица (за исключением наличных денег полученных по чеку в обслуживающем банке, возврат наличных денег ранее выданных на командировочные расходы, на расчеты между юр. лицами, выплаты входящие в состав фонда заработной платы).
Типичные ошибки по кассовым операциям:
Несоблюдение лимита наличных денежных средств в кассе организации, установленного приказом руководителя юридического лица.*
Несоблюдение лимита расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования.
В ПКО не указывается, от кого поступили наличные денежные средства, и основание.
Несоответствие дат в РКО и дат фактической выдачи средств из кассы.
Отсутствие приложений к ПКО и РКО, указывающих, на основании чего выдаются денежные суммы под отчет (приказы, распоряжения, протоколы, заявления), что усложняет контроль за исчислением налогов.
Несанкционированное заимствование выручки другим субъектам хозяйствования.
Неоприходование (несвоевременное оприходование) денежных средств в кассу организации.
Выдача сумм в подотчет без *полного отчета по ранее полученным суммам.
Несоблюдение сроков возврата неиспользованных подотчетных сумм.
Нецелевое использование наличных денежных средств.
По операциям в иностранной валюте ведение нескольких кассовых книг (по числу применяемых валют - доллары США, российские рубли).
Подчистки и исправления в ПКО и РКО.
Кассовая книга не пронумерована, не прошнурована и не скреплена печатью, с указанием даты.
Незаполнение в кассовых ордерах граф «Основания» и «Приложения», отсутствие ссылки на первичные документы (накладные, заявления, приказы, распоряжения).
Отсутствие журнала регистрации ПКО и РКО.
Составление кассовых отчетов за несколько дней при наличии ежедневных оборотов.
Несоответствие между записями в Главной книге по счету 50, в журнале-ордере № 1-АПК.