Кинематограф

Издавна человек пытался оживить, заставить двигаться изображаемые на рисунках, а затем и фотографиях фигуры людей и предметы. Эти попытки привели к изобретению разнообразных приборов, пользуясь которыми можно было рассматривать «ожившие» картинки. Так появились приборы, основанные на эффекте видимого движения при смене неподвижных изображений. Этот эффект назван стробоскопическим, а приборы – стробоскопами.

Рис. 5. Различные виды стробоскопии

С появлением фотографии стробоскопический эффект стали использовать для оживления фотоснимков.

Большую роль в создании кинематографа сыграл знаменитый американский изобретатель Томас Альва Эдисон. Эдисон решил соединить изобретенный им прибор для записи звуков – фонограф – с движущимся изображением поющего или говорящего человека. Это выполнил его помощник Уильям Кеннеди Диксон, создавший первый съемочный аппарат – кинетограф, применив в нем изобретенную к этому времени целлулоидную пленку. Диксону удалось снять на светочувствительную пленку изображение, демонстрируемое на экране при помощи волшебного фонаря особой конструкции и озвученное на фонографе (1889 г.). Но эти работы были приостановлены, так как Эдисон предложил заключить кинофильм в ящик. Так был создан кинетоскоп – аппарат в виде ящика (рис. 6), в верхней крышке которого имелось два окуляра, система роликов и зубчатых барабанов протягивала, склеенную в кольцо пленку, которую мог рассматривать только один человек.

Рис. 6. Кинетоскоп Эдисона: 1 – окуляр; 2 – ролик; 3 – фильм

Родиной кинематографа считается Франция. В 1895 г. инженер и изобретатель Луи Люмьер впервые демонстрировал созданные им с братом Огюстом аппараты для съемки и демонстрации кинофильмов, ничем принципиально не отличающиеся от современных кинопроекторов (рис. 7).

Рис. 7. Конструкция одного из первых проекционных киноаппаратов

Первые кинокартины не имели звукового сопровождения и были снабжены титрами для пояснения сюжетов; диалоги актеров также читались зрителями с экрана. Музыкальное оформление фильма обеспечивали пианисты-таперы, которые играли в кинозалах.

Первые фильмы снимались с классическим соотношением сторон кадра 4:3, поскольку такой формат кадра использовался тогда в фотографии. Кинооборудование непрерывно развивалось, и в 30-х годах прошлого века в кино появился звук. Звуковую дорожку стали записывать на кинопленку, оснащая кинопроекторы специальными считывателями звука.

Немного позже кино приобрело цвет. Дальнейшее развитие технологий киносъемки привело к появлению широкоэкранного кино с соотношением сторон 16:9 и 2,35:1, которое позволило «окружить» зрителя изображением и совместно со стереозвуком обеспечило «эффект присутствия» (рис. 8).

Рис. 8. Схема системы многоканального звука, разработанная компанией Dolby Laboratories

Дальнейший прогресс в кинематографе – переход кинотеатров с аналогового (пленочного) на цифровой формат (рис. 9). Для кинокомпаний переход на цифровой формат позволит удешевить процесс распространения фильмов. Однако смена формата требует значительных затрат на переоборудование каждого отдельного кинотеатра.

Рис. 9. Современный цифровой кинопроектор