Факторы, регулирующие выбор и применение аргументов.
В теории аргументации выделяют следующие факторы, которые регулируют выбор и применение аргументов.
1. Фактор уместность речи представляет собой одно из её достоинств, определяемое соответствием, во-первых, теме (назовём этот тип тематической уместностью), во-вторых — коммуникативной ситуации: адресату, адресанту, третьим лицам, а также, в соответствии с учением софистов, «времени и месту» (данный тип называют ситуативной уместностью). Тематически либо ситуативно неуместные поведенческие и речевые действия приводят к коммуникативным провалам:
Рассмотрим подробнее указанные типы уместности речи применительно к проблеме выбора и применения аргументов.
а) Фактор тематической уместности. Тематическая уместность речи состоит в соответствии её формы, прежде всего слов, теме и содержанию речи, её образам, и мотивам. Согласно античной теории трёх стилей, предложенной и детально разработанной Вергилием, высоким стилем следует говорить о предметах возвышенных, средним - о предметах обычных, житейских (см. начало поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), и низким, простым, или сниженным на темы обыденные, малозначительные или ничтожные. Все эти сведения были обобщены знаменитым римским поэтом в виде кругообразной таблицы, получившей название колеса Верги лия.
Как известно, высокий стиль исключает применение приёмов языковой игры, последние уместны только в низком и среднем стилях. Считается, что простой, стиль удобен для обучения, средний - для агитации, высокий - для эмоционального, воздействия. Специфичность предметных областей может повлиять на характер и природу аргументации. Виды применяемых аргументов и их типовые наборы меняются и варьируются в зависимости от конкретной тематической сферы аргументации.
Принцип релятивизма гласит: те доводы, которые допустимы в одной коммуникативной сфере, могут быть абсолютно неприемлемы для другой. Такие коммуникативно ориентированные типовые наборы доводов «одного логического типа» (аргументы гражданские, теологические, философские, политические, характерные «для массовых демократий», научные и др.) иногда именуют полями аргументов. Английский логик и философ Стефен Тулмин, который ввёл данное понятие, выражает свою идею следующим образом: «Два довода следует считать принадлежащими одному полю, если факты и выводы, соответствующие каждому из этих доводов, относятся к одному логическому типу; их следует считать принадлежащими разным полям, если фактуальная основа и выводы, соответствующие каждому из них, не относятся к одному логическому типу».
б) Фактор ситуативной уместности. К данному фактору относят:
- фактор места и времени; - фактор адресата; фактор свидетеля. Ситуативную уместность речи можно определить как соответствие её формы и содержания условиям коммуникативной, или речевой ситуации. Речевая ситуация, по определению польского языковеда Ежи Куриловича, который.предложил данный термин,-«определяется координатами, что в переводе с латыни означает «здесь — я — сейчас».
В античных риториках понятие ситуативной уместности выражалось латинскими терминами «удобный случай», «подходящий момент», означавшим соответствие речи или высказываемой в ней идеи определённым обстоятельствам: во-первых, месту и, во-вторых, времени (точнее, «подходящему моменту»):
Форма выражения одной и той же темы, средства реализации одной и той же коммуникативной установки должны варьироваться в зависимости от ситуации. В римской риторике к обстоятельственному фактору, указанному греческими софистами, был добавлен личностный фактор. В трактате «Оратор», принадлежащем перу Марка Туллия Цицерона, читаем: «Уместно» означает как бы соответствие и сообразность с обстоятельствами и лицами. Это относится как к поступкам, так и особенно к словам, а также к выражению лица, движениям и поступи; всё противоположное будет неуместным.
Искусство убеждения является ситуативно (конситуативно, или контекстуально) ориентированным, поэтому виды применяемых приёмов воздействия на. оппонента варьируются, в зависимости от конкретной аргуме нтативной, или риторической ситуации. Составными компонентами, а точнее, параметрами, такой ситуации, являются:, 1. Необходимость решения определённой проблем. 2. Состав и характер аудитории, в частности, её внушаемость, восприимчивость, готовность изменить свои взгляды. 3. Обстоятельственные ограничители - лица, события, объекты и связи, вовлечённые в данную ситуацию и способные повлиять на неё.
Поведенческие и речевые действия (слова, выражения, соответствующие темы, а также приводимые доводы) должны быть уместны по отношению: 1) к «обстоятельствам»: месту и времени; 2) к «лицам»: а) к адресату речи (в частности, оппоненту); б) ко всем другим вольным или невольным участникам общения, включая и посторонних свидетелей. Круг указанных «лиц и обстоятельств» составляет риторическую ситуацию.
Рассмотрим основные факторы риторической ситуации в указанной выше последовательности.
Фактор места и времени. Данный фактор имеет ярко выраженный относительный характер. Одни и те же слова и поведенческие действия в одних условиях могут оказаться невозможными, в других условиях вполне возможными.
Все действия и события следует оценивать в зависимости от контекста, в котором они совершаются.
Фактор адресата. Вопрос об адекватной оценке речевой ситуации представляется очень сложным. Для такой оценки специалистами предлагается учитывать социальные различия между коммуникантами, в частности, статусные, национальные и конфессиональные. При наличии таковых коммуниканты оказываются разделёнными определённой социальной дистанцией. Более высокий социальный статус адресата является стимулом для этикетных действий.
Для точной оценки речевой ситуации необходимо учитывать и такие различия, которые относятся к личностным особенностям адресата речи. Под таковыми имеется в виду внешность, комплекцию, состояние здоровья, пол, возраст, прошлое человека и его близких (как известно, в доме повешенного не говорят о верёвке), его индивидуальные вкусы, в том числе и индивидуально речевые предпочтения, то есть степень терпимости по отношению к определённым темам, известным словам и др. Затрагивать такие темы и употреблять такие слова не принято, к примеру, в общении с малознакомым человеком, женщиной, ребёнком и т. д. Известно, к чему привело невнимание к фактору вдресата в сфере выбора слов в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровинем» Н. В. Гоголя.
Фактор свидетеля. Существует мнение, в соответствии с которым «этикетна лишь та ситуация, для которой существенны различия (половые, возрастные, социальные и др.) между участниками общения», и поэтому «под этикетом следует понимать правила общения между различными в половом, возрастном, социальном, конфессиональном и др. отношениях группами общества». При определении степени этикетности речевой ситуации следует учитывать не только фактор адресата, но и фактор слушателя, или свидетеля, в качестве которого могут выступить присутствующие при общении взрослых дети, при общении мужчин— женщины (в таких случаях говорят: «Не при дамах», «Не при детях»), при общении знакомых - незнакомец, направленная на говорящих кинокамера и т. д.
Таким образом, степень этикетности и симметричности речевой ситуации определяются факторами не только адресата, но и слушателя (третьего, лица), что соответствует известным постулатам Грайса, в частности, принципу вежливости, который предполагает: 1) максиму такта («Соблюдай интересы другого», «Не нарушай границы его личной сферы»);.2) максиму одобрения («Не хули других»); 3) максиму согласия («Избегай возражений»); 4) максиму симпатии («Проявляй благожелательность»).
2. Фактор цели. В соответствии с целью аргументации традиционно выделяется две её функциональных разновидности: аподиктическая и эристическая.
Аподиктическая, кооперативная, или, но Аристотелю, диалектическая аргументация, основная установка которой состоит в поиске истины, поэтому, участники этого сугубо когнитивного процесса настроены на сотрудничество, «объединены общей целью» и «не добиваются первенства»,
Эристическая аргументация, единственная цель которой — победа над противником, «доказательство своей правоты и неправоты противника», в силу чего участники дискуссий этого типа настроены на соревнование или даже на конфронтацию, в связи с чем типичной разновидностью эристиче-екого диалога считается ссора. Эристический стиль аргументации, однозначно «гарантирует контрпродуктивность дискуссии».
Бесконечный спор специалистов о том, какой из данных двух типов аргументации лучше (с точки зрения морали, этики, коммуникативной целесообразности и т. д.), бесполезен и бесплоден: аподиктическая стратегия доминирует в науке, эристическая процветает в бизнесе, политике и бытовой аргументации, она же поощряется многими педагогами в студенческих группах (например, при проведении дебатов на практических занятиях по риторике), то есть у каждой стратегии есть своя сфера действия:
Помимо уловок в аргументации эристического типа применяется целый ряд других способов психологического воздействия на противника, в частности, возбуждение гнева, ибо те, кто приведен в замешательство, менее способен защищаться; средство же возбудить гнев — «делать так, чтобы ему [противнику] стало ясно, что хотят поступить с ним несправедливо и совершенно беззастенчиво». С этой же целью используются грубые выходки, оскорбления, издевательство, несправедливые обвинения, «сообщение крайне неприятного известия перед вашим выступлением и пр.
При анодиктической аргументации (которая, в отличие: от эристической, может и не предполагать наличия оппонента) использование софизмов, а также приёмов психологического воздействия исключено, поскольку такие приёмы, как известно, рассчитаны на некритическое восприятие тезиса.
Уловки «имеют целью манипулирование сознанием человека» и не являются аргументами в узком смысле этого термина. Поэтому софизмы и психологические приёмы нередко именуют неаргументационными способами воздействия.
В науке, которая в целом сориентирована на поиск истины, употребление эристических приёмов не приветствуется, поэтому идеальной моделью критической дискуссии считается научное обсуждение, в ходе которого «ни одна точка зрения не принимается без некоторой проверки, а аргументация проверяется на надёжность». .
Таким образом, при описании приёмов аргументации следует, учитывать те параметры (коммуникативные, психологические), которые делают их эффективными в плане речевого воздействия либо обрекают на неудачу, поскольку тот или иной приём, может считаться эффективным не только «с точки зрения знаний и убеждений определенной аудитории», но и «в зависимости от цели выступления». Именно поэтому актуальной научной проблемой является не только разработка типологии видов и приёмов аргументации, но и описание функций и сфер действия каждого из таких приёмов.