Фигуры мысли.

Обращение - это обычное слово или фраза, функция которой со­стоит в том, чтобы обозначить начало речи и привлечь внимание слушателей, а также выразить отношение оратора к аудитории. Обращениями служат собственные имена, названия лиц по степени родства, положению в обществе, профессии, занятию, должности, званию, национальному или возрастному признаку. При­мер обращения - слово «товарищи», которым чаще всего начинаются выступления и которое наиболее соответствует нашему менталитету.


В зависимости от ситуации общения могут быть уместными и другие формы, например «уважаемые коллеги», «дорогие друзья», «дамы и господа», «граждане» и т. п.

Антитеза- фигура речи, представляющая собой соединение в высказывании противоположных образов и понятий с целью усиле­ния значения, одного из них. Чем контрастнее противопоставление, тем эффектнее антитеза. Например: «Не лаврами побед, а десятками тысяч похоронных венков оборачивается для народа любая военная агрессия». Обычно антитезные понятия выражаются противоположными по смыслу словами – антонимами, прямо или косвенно указывающими на конфликты: «Отцы и дети» (Тургенев); «Война и мир» (Л. Толстой); «Преступление и наказание» (Достоевский); «Живые и мёртвые» (Симонов); «Принц и нищий» (М. Твен).

На антитезе построены пословицы и поговорки, например: Труд кормит – лень портит. Антитеза выступает как средство эмоционального воздействия в речах: Мир хижинам – война дворцам. Иногда антитеза распространяется на целый диалог. Таков, например, жанр прений, споров, дебатов. Разновидностью этой риторической фигуры является оксюморн, что означает в переводе остроумное и обозначает соединение контрастных величин, создающих новое понятие, например: живой труп (Л. Толстой); красноречивое молчание; горькая сладость; сладкая скорбь и т.п.

Наконец, антитеза может быть пародийной, когда восходит к фольклору, например: Я ему про Фому, а он мне про Ерему.

Выразительным средством речи являются риторические восклицания и вопросы.

Риторическое восклицание -- нe что иное, как показное выражение эмоций, способ при­лечь внимание слущателя и побудить его разделить него-дование, изумление, восхищение, например: О, если б в небо хоть раз подняться! (Горький); Здорово, очень здорово!; О времена, о нравы! (Цицерон).

Риторический вопрос - это экспрессивное_утверждение или отрицание, например: Станет ли связываться в будущем со Сбербанком человек, чьи сбережения в нем пого­рели? На фоне повествовательных предложений он выделяется_структурно и интонационно, что вносит в речь эле­мент неожиданности, театральности и тем самым усили­вает ее выразительность. Открытый риторический вопрос провоцирует слушателя на ответ, стимулирует мысли. Вопрос - фигура, активно применяемая во всех родах и жанрах публичного красноречия. Считается, что любой вопрос в выступле­нии называется риторическим. В действительности же выделяются два вида вопросов: - гипофора, когда вопрос обращен к самому автору речи и он же на него отвечает, и собственно - риторический вопрос, когда ответ не предполагается, а само утверждение или отрицание облечено в вопросительную форму. Цель вопроса - активизировать восприятие, предоставить слушателю возможность самому домыс­лить проблему, с тем чтобы скрытый в вопросе довод стал его собст­венным утверждением.

Вопросно-ответный ход. Эта фигура выполняет в публичной речи различные функции, в частности, повышает экспрессию высказывания (вопросительно-восклицательный оборот), а также активизирует вни­мание. Примером может служить следующее стилистическое построе­ние фразы: «Вы думаете этот человек сожалеет о содеянном и раскаял­ся? Нет! Об этом свидетельствуют его дальнейшие действия».

Умолчание – это намёк; средство непрямого информирования. Умолчание понимается как: оборот речи, не до конца выражающий мысль, предоставляя слушателю самому догадаться, что именно осталось невысказанным.