Методология исследования психологии больших социальных групп.
В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.
Можно выделить две части общественной психологии:
- динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее
входят потребности, интересы, настроения - все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»;
-более устойчивые образования. Это психический склад: к нему можно отнести социальными национальный характер, нравы, привычки, обычаи, традиции, вкусы и т.п.
Наиболее сложным вопросом, касающимся анализа больших социальных общностей, является вопрос о количественном определении понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:
- большая группа - это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, аудитория);
- социальная группа, сложившаяся в процессе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность, демографическая группа);
- большая группа - это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.;
- большая группа - это значительная по количеству, сложноорганизованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).
Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического анализа и отличающие их от малых групп: в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это - нравы, обычаи и традиции.
Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы.
В социально-психологическом плане образ жизни больших социальных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.
Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:
- через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;
- через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной сфере с четко выраженными чертами данной группы.
Для социальных психологов интерес вызывает следующий вопрос: каким образом психологические характеристики большой группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Однако эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности
Богатство методик изучения различных социально-психологических процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях подтверждает справедливость такого предположения.
У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что без психологии больших групп сама наука остается неполной, что социально-психологический анализ больших социальных трупп - «ключ» к познанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп - наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровнях исследования.