Методология исследования психологии больших социальных групп.

В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

Можно выделить две части общественной психологии:

- динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее
входят потребности, интересы, настроения - все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»;

-более устойчивые образования. Это психический склад: к нему можно отнести социальными национальный характер, нравы, привычки, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

Наиболее сложным вопросом, касающимся анализа больших социальных общностей, является вопрос о количественном определе­нии понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:

- большая группа - это случайно, стихийно возникшая, доста­точно кратковременно существующая общность (толпа, публика, ауди­тория);

- социальная группа, сложившаяся в процессе исторического разви­тия общества, занимающая определенное место в системе обществен­ных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем дол­говременном существовании (класс, нация, народность, демографи­ческая группа);

- большая группа - это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, на­циональность и др.;

- большая группа - это значительная по количеству, сложноорганизованная общность людей, вовлеченных в некоторую обществен­ную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).

Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического ана­лиза и отличающие их от малых групп: в больших группах существуют специфические регуляторы соци­ального поведения, которых нет в малых группах. Это - нравы, обы­чаи и традиции.

Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы.

В социально-психологическом плане образ жизни больших соци­альных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности. В рамках опре­деленного образа жизни приобретают особое значение интересы, цен­ности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.

Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолюти­зировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:

- через личный жизненный опыт каждого члена группы, опреде­ляемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;

- через общение, большая часть которого происходит в опреде­ленной социальной сфере с четко выраженными чертами данной группы.

Для социальных психологов интерес вызывает следующий вопрос: каким образом психологические характеристики большой группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Однако эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности

Богатство методик изучения различных социально-психологичес­ких процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях подтверждает справедливость такого предполо­жения.

У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что без психологии больших групп сама наука остается неполной, что социально-психологический анализ больших социальных трупп - «ключ» к познанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп - наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровнях исследования.