Этапы социально-психологического исследования

Изучение социально-психологических явлений всегда осущест­вляется на основе специально разработанных программ исследова­ния конкретных феноменов.

Обычно такая программа включает в себя следующие разделы, в которых предусмотрены:

1) выбор темы исследования. Выбор темы исследования обусловлен собственным опытом, контак­тами с коллегами, чтением специальной литературы.

2) поиск соответст­вующей научной литературы и ее анализ. Это делается для того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего ис­следования. Во многих случаях первый и второй этапы исследо­вательской работы трудно отделить друг от друга. Так, порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследова­ния, пока не осуществит соответствующий литературный поиск.

3) формулирование гипотез. Под гипотезой имеется в виду вы­текающее из теории предположение для предварительного объяснения каких-либо явлений. Гипотезы являются логически­ми следствиями определенной теории. Исследователю необходи­мо формулировать такие гипотезы, которые затем можно прове­рить эмпирически.

4) выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа исследований, используемых в со­циальной психологии, - корреляционный и экспериментальный. Кор­реляционное исследование направлено на выявление взаимосвя­зи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента исследователь собирает данные с целью проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность манипу­лировать некоторыми факторами этой ситуации. Выбор между корреляционным и экспериментальным планом зависит от того, где исследователь намерен проводить сбор ин­формации: в обстановке естественной среды (в "поле") или в ла­боратории, где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований проводится с помощью экспе­риментального метода. Большая же часть полевых исследова­ний - корреляционные.

5) сбор первичной информации. Есть три основных метода сбора данных. Это наблюдение, опросы и анализ различного рода документации (контент-анализ). Пря­мое наблюдение за различными поведенческими реакциями лю­дей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журналь­ных статьях, материалах судебных дел, переписей населения.

6) Качественная и количественная обработка данных, их интер­претация, формулирование выводов и практических рекомендаций, прогноз развития социально-психологических явлений на будущее

На заключительном этапе психолог, руководству­ясь своей программой, доказывает или опровергает выдвинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстра­гируясь от частностей, деталей, единичных фактов и наблюдений.