Виды нормативно-правовых актов

Существенное значение имеет классификация нормативно-правовых актов по юриди­ческой силе и субъектам государственного правотворчества.

Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она опре­деляет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, словом, устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо ука­зывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где выс­шей юридической силой обладают законы.

Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.

Например, Конституция РФ в пп. 1,2 ст.105 устанавливает: федеральные законы прини­маются Государственной Думой РФ, после чего подлежат рассмотрению Советом Федерации РФ.

2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом, либо отменен.

Например, п.1 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Рос­сийской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации."

3.Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.

Например, Конституционный Суд может признать закон, принятый Парламентом неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

А) Законы

Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, прини­маемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные от­ношения.

Законы по своему значению, и, прежде всего, по юридической силе, делятся на основные (конституционные) и обыкновенные.

Основные законы это конституции.

Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества.

Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифици­рованные.

Кодекс (лат. codex - книга, пень) это единый нор­мативно-правовой акт, систематизирующий законода­тельство какой-либо отрасли права (гражданской, уго­ловной, земельной, и т. д.).

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные норма­тивные акты данной отрасли "подстраиваются" к отраслевому кодексу.

В системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федерациях особое место в системе источников права занимают так называемые федеральные законы.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразде­ляются на материальные и процессуальные кодексы.

Б) Подзаконные акты

Подзаконный акт — это акт правотворчества, который основан на законе и не проти­воречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к опре­деленным общественным отношениям.

Как правило, все подзаконные акты являются актами различных органов исполнитель­ной власти. По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделя­ются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

По форме различают следующие подзаконные акты:

~ указы и распоряжения президента;

~ постановления правительства;

~ приказы, инструкции, положения министерств, ве­домств, государственных комитетов;

~ решения, распоряжения, постановления местных ор­ганов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;

~ локальные нормативные акты.

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование опреде­ленных общественных отношений. Его практическая реализация связана с деятельностью субъектов права. На практике это выражается в правоприменительной деятельности и связано с правоприменительными актами, которые также носят подзаконный характер.

Акт применения права - это правовой акт компе­тентного органа или должностного лица, принятый на ос­новании юридических фактов и норм права, определяю­щий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Поэтому необходимо отличать нормативно-правовой акт от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и пре­кращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (штраф за безбилетный проезд, приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).

От нормативного правоприменительный акт отлича­ется следующим:

» применяется на основе нормативного;

» имеет конкретный, персонифицированный характер;

» не является источником права;

» выступает как юридический факт.

Акты применения права классифицируются по раз­личным основаниям:

1. По субъектам:

а) акты государственных органов ( приговор суда, при­каз об увольнении);

б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

2. По значению:

а) основные (приговор суда);

б) вспомогательные (подготавливают издание основ­ных, например, постановление о привлечении лица в ка­честве обвиняемого).

3. По характеру правового воздействия:

а) регулятивные (приказ о повышении по службе);

б) охранительные (постановление о возбуждении уго­ловного дела).

4. По форме:

а) отдельный документ (указы, приговоры, решения, приказы и др.);

б) резолюция на материалах дела;

в) устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).