Своеобразие религиозной системы ислама

 

Говоря о процессе возникновения и распространения ислама, крупнейший российский востоковед академик В.Бартольд указал на такие его особенности, как быстрота формирования и изначально государственный характер: «Третья и последняя из мировых религий возникла в иных условиях, чем две первые, и имела иную судьбу. Буддизм был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии; христианство - народом, который один из всех народов древности сумел возвыситься от национальных верований до почитания единого для всех народов Бога; ислам возник среди народа, не принимавшего до тех пор почти никакого участия в религиозной и вообще в культурной жизни человечества. Первые земные владыки, принявшие буддизм и христианство, были отделены несколькими столетиями от основателей религии. Мухаммад положил начало не только религии, но и государству, и ислам при жизни своего основателя пережил процесс развития, который пережил буддизм от Шакьямуни до Ашоки и христианство от Христа до Константина Великого».

Ряд авторов отмечает рецептивный (заимствующий) характер некоторых положений ислама, сформировавшихся под влиянием уже существовавших на Востоке религий (христианства, иудаизма). Так, среди пророков-посланников, предшествовавших Мухаммеду, в Коране названы как ветхозаветные персонажи древнееврейских книг - Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Давид (Дауд), Соломон (Сулейман), так и персонажи христианских книг Нового Завета - Иоанн Креститель (Яхья) и Иисус Христос (Иса). Причем последний именуется в Коране «Слово Бога и Дух Его». Отмечается также наличие в исламе культа Иерусалима как священного города: упоминаемая в Коране «отдаленнейшая мечеть» отождествляется с Иерусалимским храмом (мечеть Аль-Акса, воздвигнутая на месте Иерусалимского храма - третья по значению святыня ислама после храма Кааба в Мекке и могилы Мухаммеда в Медине).

Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая на шесть столетий позже христианства. Сложившись поблизости от очагов христианства и иудаизма, ислам испытал заметное влияние этих религий и заимствовал от них ряд догматических и обрядовых положений. Главная особенность религиозной системы ислама - его предельно чистый и бескомпромиссный монотеизм (единобожие). Сам Мухаммад - не воплотившийся Бог, а лишь передающий Откровение Бога. При этом успех деятельности Мухаммада - доказательство исхождения его слов от Бога. Мухаммад создает общество и государство, основываясь на данном Богом законе, а потому религиозная организация изначально слита с организацией социальной и социально-политическая жизнь входит в ткань религиозной проблематики. Следовательно, задача религиозно-политического руководства - не просто утверждение истинной веры, но и достижение порядка и благополучия общины. До прихода Мухаммада арабским племенам, не связанным ни единой верой, ни единой государственной системой, грозило исчезновение в войнах с внешним врагом и внутренних распрях. В течение первых четырёх веков существования ислама его приверженцы покорили Ближний Восток, южные и восточные владения Византии, часть Средиземноморья и Индию.

Ислам принёс людям не только Слово Божие — он дал им государство, способное обеспечить членам общества относительно равные условия и некоторое подобие «социальной справедливости». Однако изначальное новой религии было заключено противоречие: иерархическое устройство общества освящалось вероучением, но при этом оно же утверждало, что все люди равны перед Богом. Вероятно, именно это обстоятельство и предопределило последующую историю ислама, в частности обилие в нём самых разнообразных групп и течений.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым.

В связи с тем, что ислам вследствие представленной выше специфики его религиозной системы выступал не только в качестве религии, но и образа жизни, стиля поведения, концепции власти и права, можно говорить об особой исламской цивилизации. При этом под цивилизацией понимается система исторически сформировавшихся отношений между людьми на основе определенной культуры, норм поведения, сакрализованных религиозной традицией.

Данная система составляет, своего рода, парадигму ценностей, переходящую от одной формации к другой и оказывающую решающее влияние на формирование их социально-экономических и политических структур: в политической области - это принцип неразделенности светской и духов властей; в социальной - равенство членов общины - уммы перед установлениями, данными Аллахом, а также безусловный приоритет общественных целей над индивидуальными (служение Аллаху реализуется через служение умме). Вследствие этого мусульманин равно принадлежит своей цивилизации при феодализме, капитализме, социализме и после него. Попытки насильственного разрушения цивилизационных основ исламского мира путем подрыва освященных религией устойчивых социальных связей порождают не только крайне негативные социальные и политические процессы, но и создают ввиду особой устойчивости исламской цивилизации свою специфическую систему сопротивления и выживания.