Анализ состояния предприятия.

Анализ внешних факторов.

Разработка антикризисной стратегии.

Антикризисная стратегия.

Первым этапом разработки антикризисной стратегии является диагностика состояния предприятия, анализ внешних и внутренних факторов с целью выявления причин кризиса.

1. Анализ макросреды. При проведении этого анализа исследуют четыре сектора макросреды: политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение.

2. Анализ конкурентной среды. Пять составляющих: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.

Собрав информацию о внешней среде, можно попытаться смоделировать ее методом сценариев.

Сценарий – это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем.

Обычно создается несколько сценариев, на которых опробуются варианты антикризисных стратегий предприятия.

Другим методом оценки состояния внешней среды является SWOT-анализ.

Пять основных моментов анализа:

1. Эффективность текущей стратегии.

На этом этапе определяются положение предприятия среди конкурентов, размеры рынка, группы потребителей, функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка проводится на базе количественных показателей.

2. Сила и слабость, возможности и угрозы.

Самым удобным способом оценки стратегического положения компании является SWOT-анализ.

3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.

На этом этапе определяется как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов. Учитываются все составляющие стоимости товара/услуги и их влияние нее.

4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.

Проводится по следующим показателям: качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла.

5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.

Без четкой формулировки проблем, вызвавших кризис на предприятии нельзя приступать к формированию антикризисной стратегии. Либо в стратегию вносятся небольшие изменения, либо стратегия пересматривается полностью.