Сущность права
Справедливость содержания юридических норм.
Многократность применения.
Обеспеченность исполнения принудительной силой государства.
Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.).
Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-развитой стране.
Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназначение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедливости" - гласит известное римское изречение.
Если право понимается по-разному гражданином, юристом-профессионалом, ученым и т.д., то должна быть полная определенность в том, к каким источникам следует обращаться. Единые источники позволяют внести определенность в понимание права, что является исходным началом порядка в общественных отношениях.
Понятие «право» может быть использовано в нескольких значениях.
В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.
Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.
Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.
Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.
Правопонимание всегда субъективно, потому что каждый человек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-своему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе.
Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.
Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать авторитет правовых норм и издавшего их государства в глазах общества.
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.
И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.
Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.
С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:
~для Аристотеля право — это политическая справедливость,
~для средевековых ученых-богословов — это божественное установление,
~для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,
~для Р.Иеринга — защищенный интерес,
~для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,
~для юридического позитивизма — веление, приказ государства.
Русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».
Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.
При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.
При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.
При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.
В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулировании общественных отношений, в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономическая свобода, свобода личности.
Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.
Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.
Итак,сущность права —это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.