Характеристика пассажирского железнодорожного транспорта.

ЛЕКЦИЯ № 1

«ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И СОВЕРШАЕМЫХ НА НЁМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

 

План:

§1. Характеристика пассажирского железнодорожного транспорта.

§ 2. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в пассажирских поездах.

§ 3. Особенности первоначального этапа расследования краж в пассажирских поездах.

§ 4. Характеристика грузовых перевозок на железнодорожном транспорте.

§ 5. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте.

§ 6. Общие условия проведения следственных действий и меры безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта.

Борьбу с преступностью и охрану общественного порядка на железнодорожном транспорте осуществляют ОВД на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Систему федерального железнодорожного транспорта образуют 17 железных дорог. Общее управление системой федерального железнодорожного транспорта осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации.

Железные дороги России по своей технической оснащенности и показателям перевозочной работы являются крупнейшей транспортной системой мира.

Напряженная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации, обострение межнациональных конфликтов в стране и в отдельных государствах ближнего зарубежья, а также другие факторы оказывают негативное влияние на состояние общественного порядка, в том числе, и на пассажирском железнодорожном транспорте.

По официальным данным в этой сфере ежегодно регистрируется свыше 30 тыс. преступлений, задерживается более 18 тыс. преступников, около 3 млн. нарушителей законодательства об административной ответственности, изымается до 1,5 тысяч единиц огнестрельного и 15 тысяч холодного оружия, 57 тысяч единиц боеприпасов, свыше 6 тонн наркотического сырья.

В пассажирских поездах совершается до одной трети всех преступлений на транспорте: 63%-в поездах дальнего следования, 36%-в местных и пригородных поездах, 1%-в международных поездах. В борьбе с преступными посягательствами задействованы тысячи сотрудников милиции, значительная часть из них работает непосредственно в поездах. Раскрываемость «поездных» преступлений по линии уголовного розыска ниже раскрываемости аналогичных деяний, совершающихся на стационарных объектах транспорта. В процессе раскрытия и расследования оперативные работники и следователи испытывают серьезные затруднения и допускают немало тактических и организационных ошибок, обусловленных спецификой способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений исследуемой группы, особенностями объекта и предмета посягательства, личности преступника, жертвы преступления и другими факторами. Борьба с преступностью в пассажирских поездах не всегда имеет упреждающий характер, отсутствует ее надлежащее информационное обеспечение, не вполне действенны предупредительные меры.

Существующие методики раскрытия и расследования преступлений на объектах железнодорожного транспорта постепенно приходят в противоречие с реалиями оперативно-розыскной и следственной практики и значительно ограничивают возможность тактического маневрирования с учетом криминалистического своеобразия уголовных деяний, совершающихся в поездах. С учетом сказанного изложенный ниже материал должен помочь слушателям освоить основные составляющие методики расследования преступлений на железнодорожном транспорте, и в частности, совершаемых в пассажирских поездах и в сфере грузовых перевозок.

Железнодорожный транспорт России является неотъемлемой частью единой транспортной системы страны и выполняет важную роль в осуществлении сообщений между самыми разными регионами.

Транспортная железнодорожная сеть делится на 17 железных дорог, которые являются основными хозяйственными объединениями, подчиненными Министерству транспорта России. Каждая железная дорога обслуживает определенный регион страны, включающий, как правило, несколько субъектов Российской Федерации, а в отдельных случаях - несколько федеральных округов. Железные дороги подразделяются на отделения, являющиеся самостоятельными хозяйственными структурами.

В состав отделений железных дорог входят линейные предприятия, относящиеся к различным службам: станции, локомотивные и вагонные депо, вагонные участки, дирекции по обслуживанию пассажиров, дистанции пути, сигнализации и связи, контактной сети, водоснабжения, гражданских сооружений, энергоучастки, отделы рабочего снабжения и др.

На железных дорогах России расположено свыше 2000 пассажирских станций, курсирует более двух тысяч пассажирских поездов.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к работе железных дорог,являются обеспечение безопасности движения поездов, а также личной, имущественной безопасности пассажиров и обслуживающего персонала.

Предназначенный для перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования подвижной состав, независимо от его принадлежности, должен удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, а также Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта России.

В соответствие со ст. 80 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации», пассажирская железнодорожная станция – это раздельные пункты железных дорог, где осуществляются операции с пассажирскими поездами и вагонами (приём, отправление, пропуск и технический осмотр транзитных поездов, экипировка вагонов, подготовка составов в рейс), а также обслуживание пассажиров, для которых оборудуются соответствующие сооружения и устройства (в первую очередь речь идёт о вокзалах, пассажирских и багажных платформах, приемоотправочных путях, пешеходных мостах и тоннелях).

Основными задачами пассажирских станций являются: обслуживание пассажиров на вокзалах, продажа билетов, прием, хранение и выдача багажа и ручной клади, посадка, высадка, информирование пассажиров, формирование и своевременная подача составов под посадку, отправление поездов по расписанию, оборот и экипировка составов пассажирских поездов.

В зависимости от основного назначения различаю следующие виды пассажирских станций:

1) станции, обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение;

2) головные, обслуживающие только пригородное движение;

3) зонные на пригородных участках.

Пути пассажирской станции используются для приема и отправления поездов, выполнения маневровых операций и временного отстоя вагонов беспересадочного сообщения, служебных и др.

Вокзальный комплекс включает в себя: здание вокзала, залы ожидания, билетные кассы, камеры хранения ручной клади пассажиров, справочные бюро, а также посадочные платформы, тоннели для выхода на платформы или конкорсы (распределительный зал, устраиваемый между платформами и основными помещениями железнодорожного вокзала).

Вокзалы в зависимости от назначения организуются для обслуживания пассажиров дальнего и местного сообщений либо только для пригородных пассажиров. Кроме этого, вокзал может обслуживать пассажиров всех сообщений (так называемый вокзал специального типа), а также несколько видов транспорта (объединённый вокзал).

В зависимости от предназначения помещения вокзала делятся на:

- операционные – кассовый зал, справочное бюро, помещения для приёма и выдачи багажа и ручной клади, телеграф, почта).

- залы ожидания и культурно – бытового обслуживания пассажиров – комнаты длительного отдыха, буфеты, комнаты матери и ребёнка, залы официальных делегаций и др.).

- служебные и для пригородных пассажиров (размещаются в отдельной части вокзала, либо в отдельном здании).

Основной хозяйственной единицей, которая, в свою очередь, включает в себя подразделения, ответственные за подготовку вагонов к рейсу, экипировку их внутренним инвентарем, снабжение топливом и водой, а также обслуживание пассажиров в пути, является пассажирское вагонное депо, вагонный участок или дирекция по обслуживанию пассажиров.

Пассажирские вагонные депо производят также деповский (капитальный) и текущий ремонт пассажирских вагонов. На тех железнодорожных станциях, где нет пассажирских вагонных депо, а необходимость в формировании и обслуживании пассажирских поездов существует, такая работа поручается дирекциям по обслуживанию пассажиров, которые создают самостоятельный резерв проводников и пункт технического обслуживания пассажирских вагонов. Вагонные участки создаются в пунктах, где формируется большое количество пассажирских поездов в случаях, когда имеющиеся пассажирское вагонное депо выполняет большой объем работ по ремонту вагонов, их эксплуатации и обслуживанию пассажиров.

Каждый пассажирский состав в пункте формирования подвергается тщательной технической обработке в строгом соответствии с типовым технологическим процессом осмотра, безотцепочного ремонта и экипировки пассажирских вагонов.

Порядок приёмки состава: сформированные и подготовленные к отправлению в рейс составы пассажирских поездов должны быть приняты постоянно действующей комиссией в составе: дежурного помощника начальника вагонного депо или сменного мастера, дежурного врача санитарно-контрольного пункта и представителя пассажирского отдела отделения железной дороги с участием начальника поезда. При приеме состава проверяется санитарно-техническое состояние вагонов, качество наружной и внутренней уборки.

В соответствие с приказом Министерства транспорта РФ от 18.07.2007 года № 99 «О критериях определении категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следователя» поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, в зависимости от скорости движения делятся на:

- скоростные – поезда, следующие со скоростями 141-160 км/час и 161-200 км/час (маршрутная скорость таких поездов составляет более 91 км/час);

- скорые – поезда, следующие со скоростью не ниже чем 50 км/час (маршрутная скорость таких поездов составляет от 50 до 91 км/час);

- пассажирские– следующие со скоростью не более 50 км/час.

Скоростные и скорые поезда имеют более удобное время отправления с начальных железнодорожных станций и прибытия на конечные, более комфортабельные вагоны и условия проезда пассажиров. Все фирменные поезда относятся либо к скоростным, либо к скорым. Пассажирские поезда имеют меньшую скорость движения и большое количество остановок для посадки и высадки пассажиров, что предопределяет их значительно большее время нахождения в пути.

В зависимости от расстояния следования поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на:

- дальнего следования – следующие на расстояние свыше 150 км (в составы которых включаются вагоны с местами для сидения и лежания);

- пригородные – следующие на расстояние не более 200 км, состоящие из вагонов с местами для сидения.

По видам сообщения перевозки пассажиров делятся на:

- пригородное – в пределах обращения пригородных поездов до 150 км (пригородные поезда обеспечивают перевозки пассажиров в районах, прилегающих к крупным городам и промышленным центрам, а также они призваны выполнять такую важную социальную функцию, как перевозка городского населения в сельскую местность, на дачные участки. В пригородном сообщении широко применяется «зонный тариф» (зонный билет даёт право пассажиру проехать до любой железнодорожной станции, входящей в указанную в билете тарифную зону);

- местное – между железнодорожными станциями одной железной дороги от 150 до 700км;

- прямое – в пределах двух или более железных дорог;

- дальнее – в пределах местного и прямого сообщения свыше 700 км.

И в заключение рассмотрения первого вопроса, необходимо дать характеристику работы поездной бригады пассажирского поезда.

Следует отметить, что в состав поездной бригады входят начальник поезда и проводники.

Начальник пассажирского поезда является непосредственным руководителем поездной бригады, он вправе:

- выборочно проверять проездные документы у пассажиров поезда;

- оформлять с согласия объединенного дорожного бюро (ОДБ) и линейно-билетных касс (ЛБК) доплату по квитанции ГУ-57 или переходу пассажира в вагон вышеоплачиваемой категории;

- взыскивать с пассажиров штраф за безбилетный проезд и провоз излишней ручной клади, а также сумму причиненного ущерба в результате порчи внутреннего оборудования вагона;

- отстранять любого работника поездной бригады от работы за неисполнение служебных обязанностей и нарушение трудовой и технологической дисциплины.

1. Важно отметить, что начальник поезда в пути следования должен принимать необходимые меры к пассажирам, нарушающим общественный порядок или мешающим своим поведением другим гражданам (Приказ МВД РФ и Минтранса РФ от 17 февраля 2009 г. № 142/26 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования пригородного сообщения».).

При неподчинении или сопротивлении нарушителя порядка начальник поезда передает сообщение о необходимости принудительного удаления его из поезда на ближайшей станции, где имеются сотрудники милиции, или обращаться за помощью к наряду милиции, сопровождающему данный поезд.

Железная дорога вправе отказать в перевозке или удалить пассажира из поезда, когда пассажир при посадке в поезд или в пути следования находится в нетрезвом состоянии, нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров.

Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

В соответствие с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.03.2003 г. № 12 «О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» спальный вагон может быть класса «люкс», первого, второго и третьего класса. Вагон люкс, 1 и 2 класса предполагает купейное исполнение, 3 класса - плацкартное исполнение.

В каждом купе класса «люкс» устанавливается 1 спальный диван, душевой модуль, умывальник и туалет.

Вагон первого класса - в купе 2 спальных дивана, 2 туалета общего пользования на вагон.

Вагон второго класса - 9 купе по два дивана и 2 полки для лежания, 2 туалета общего пользования. Трехъярусное размещение полок для лежания в купе запрещается.

Вагон третьего класса - открытого типа. В каждом отсеке 3 дивана и 3 полки для лежания, 2 туалета общего пользования на вагон.

Составы поездов, в зависимости от категорий, различны. Конкретное расположение вагонов в составе называется схемой (композицией). Схемы составов каждой категории унифицированы с целью обеспечения их взаимозаменяемости и объявлены в книгах расписаний.